Дневник редактора
И в первом, и во втором случае (и в пятом, и в десятом…) не соблюдались элементарные требования безопасной эксплуатации газовых плит. Сведённый к нулю контроль «Горгаза» за состоянием газового хозяйства в стране усугубил положение. И сегодня баллоны с газом взрываются всё чаще и чаще, гибнут, становятся инвалидами люди, разрушаются жилища, соседи страдают от стресса годами, тратятся государственные средства на восстановление повреждённых зданий. Некогда упорядоченный, строго регламентированный процесс обеспечения голубым топливом и его потребления приобретает черты хаоса и даже стихии. Всё это плохо. Очень плохо.
Но возникает вопрос: а что мы, рядовые граждане, противопоставили новой реалии? К сожалению, привычную для нас беспечность. Иначе как объяснить, что один внятный, нормальный человек устанавливает газовую плиту рядом с печкой, второй – приносит в многоквартирный дом баллон, чтобы отогреть его? К узаконенной бесконтрольности со стороны службы «Горгаза» мы добавляем своё «авось», и получается адская смесь, и есть опасения, что число жертв будет несоизмеримо расти.
Такое беспечное отношение к жизни – явление распространённое. Общепризнанная беда в России – плохие дороги. Что мы делаем в ответ? Ездим тише, аккуратнее, повышаем бдительность и осторожность? Отнюдь. Мы непременно ругаем всех подряд, при этом повышаем скорость, выезжаем на встречную полосу и жмём на педаль. Кому назло?
Много нареканий слышно в адрес медицины. Недостатки были, они есть. Это горькая правда. Но на это обстоятельство мы отвечаем вредными привычками, сидячим образом жизни, нерегулярным посещением докторов, неисполнением их рекомендаций и т.п.
Или другая сфера – образование. Критика в адрес российской школы не прекращается. Кто спорит, хотелось бы увидеть в учителе высокопрофессионального специалиста в своей области, мудрого и доброго воспитателя. Но что мы сделали для того, чтобы восполнить то, что не смогла да и не сможет никогда дать школа? Всегда ли мы в курсе дел ребёнка? Знаем ли, что он сейчас изучает на уроках географии, литературы? Какие у него складываются отношения в классе? Спрос, по-моему, должен начинаться с себя. Вот мы сетуем на телевидение, дескать, отупляет, развращает. А пробовали стать для сына или дочки навигатором в бесчисленных программах и передачах? Пытались вместе посмотреть фильм, а потом вроде невзначай поговорить о нём? То же самое – с Интернетом.
Вроде разные сферы нашего бытия, а суть одна: пусть с нами поступают не всегда как должно быть, мы же со своей стороны обязаны противопоставить порядок, гарантирующий иное качество жизни. Для нашего же блага. Это в наших силах.
Мне искренне жаль пострадавших земляков на улице Разина, как жаль тех, кто гибнет в пожарах, в автоавариях и т.д. Кто же хотел беды? Ну неумышленно сотворили зло, непреднамеренно, к тому же и сами стали жертвами. Но тут же рождается недоумение: какой силы взрыв должен случиться, чтобы мы очнулись от спячки, чтобы в нас проснулось чувство самосохранения?
Память. Благодарная
«Прочитал в одной из газет статью о полете Гагарина в космос, который, по мнению автора, буквально «перевернул» нашу страну, наше сознание, – так начал телефонный разговор один наш неравнодушный земляк. – Я не согласен. В то время люди недоедали, вся страна работала на космос».
Я не согласилась с Юрием Николаевичем. Обычно разговоры наши принимают характер обмена мнениями, и на этот раз мы в короткой беседе поделились своими взглядами на событие.
Мне в ту весну исполнилось одиннадцать лет. Ни ума, ни воображения моего не хватало, чтобы объять свершившееся. Пришла в класс после перемены, задержавшись, моя первая учительница Фаина Ивановна Богуш и объявила, что наш человек Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Юрка Лущиков, сорванец, неунывающий паренек, сказал: « А я тоже Юрий Алексеевич», и на ближайшие дни стал героем.
С того дня, если мы играли на улице в догонялки, круг-вышибало, победителю доставалось гордое имя «Гагарин».