Человек, перепробовавший в жизни множество профессий, и получивший признание, как редактор одного из самых успешных информационных интернет-проектов.
Человек, который мог стать хорошим музыкантом, а стал хорошим журналистом.
Дмитрий Болотов, главный редактор ДЕЛА.RU
[fa_icon figure=’icon-microphone’]слушать запись программы от 26 марта 2015 года.Читать далее
Приближается великая дата. 70 лет назад была одержана победа над фашизмом.
Гитлер и его приспешники хотели силой оружия раз и навсегда установить свой порядок на этой планете – одни народы, по их мнению, должны были повелевать, другие – быть у них в подчинении, третьи – вообще стерты с лица земли. Но нелюди были разгромлены и посрамлены. Наши отцы, деды, прадеды, не позволили им сделать себя и своих потомков, то есть нас вами, жалкими рабами. Они смогли сделать это потому, что встали против врага плечом к плечу, противопоставили идеям нацизма сплочённость и братскую дружбу всех народов, населявших нашу страну.
Тогда казалось, что после того, как над Рейхстагом взвилось алое Знамя Победы, фашизм навсегда будет стёрт с лица Земли. Но прошли годы, десятилетия, и мы, с сожалением вынуждены констатировать, что он вновь начинает давать ростки. А это значит, предаётся память тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы мы рождались и жили свободными людьми, а не рабами представителей «высшей расы». Мы не должны этого допустить. 70 лет – не столь большой срок для истории. До обидного мало осталось тех, кто прошёл дорогами той войны. Но живы их дети и внуки, жива память о богатырях, сокрушивших фашизм.
Союз журналистов Красноярского края в эти предпраздничные дни проводит акцию, которая называется «Под одним знаменем». Её цель — рассказать красноярцам о подвиге представителей самых разных национальностей, участвовавших в борьбе с фашизмом, донести до них, в особенности до подрастающего поколения, простую мысль: только единство, равноправие и взаимное уважение всех народов, населяющих нашу страну, делает её сильной и непобедимой.
Ждём ваших рассказов о людях самых разных национальностей, защищавших Родину в той войне. Разумеется, особую радость нам доставит ваше интервью или рассказ о встрече с живым Участником Великой Отечественной.
Надеемся на понимание и поддержку!
С уважением:
координатор проекта ,член Президиума Союза журналистов Красноярского края
Дмитрий Владимирович Голованов
Мой дядя, Иннокентий Александрович Ёлтышев, был мобилизован в начале 1942-го, в девятнадцатилетнем возрасте.
Победу встретил в Праге старшим лейтенантом-артиллеристом, командиром батареи. Награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной звезды, медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
О войне вспоминал с душевной болью. Помню, как я сожалел, что прочитал ему стихотворение Александра Межирова «Артиллерия бьёт по своим».
Умер дядя в 2006-м, когда никак не могла утихнуть война в Чечне. Хоронили его с воинским салютом.
***
Позади спасённая Европа,
впереди пугающий покой –
держит путь к последнему окопу
ветеран последней мировой,
переживший все эксперименты
мудростью ушибленных властей,
и трепещут траурные ленты
продолженьем сдавленных речей.
Русский мир по-прежнему расхристан,
дух подавлен, разум не воскрес,
но вошёл в могилу коммуниста,
как спасенье, православный крест.
Тишина выматывает люто,
хоть кричи, хоть колокол качни –
лупят в воздух порции салюта
парни, избежавшие Чечни.
Эхо по горам кочует глухо,
гладит ветер жаркие поля…
Крепко спи, да будет тебе пухом
эта неуютная земля.
Союз журналистов России и Гильдия кинорежиссеров России проводят VII Московский Международный телефестиваль «ПРОФЕССИЯ — ЖУРНАЛИСТ».
Цель фестиваля – популяризация и повышение престижа профессии, осмысление её роли в современном обществе и поощрение создателей произведений о журналистах.
Фестиваль включает в себя конкурс документальных фильмов, телевизионных программ, передач, репортажей и сюжетов, вышедших в 2013 — 2015 годах.
Все представленные работы должны быть связаны с темой «Журналист/журналистика», а также раскрывать суть и специфику этой профессии.
Работы, участвующие в конкурсе, будут оцениваться профессиональным жюри. Победители получат призы и специальные дипломы.
Фестиваль пройдёт в Центральном Доме журналиста (119019, Москва, Никитский бульвар, д.8а) с 15 по 20 октября 2015 года.
Для участия в конкурсной программе фестиваля необходимо предоставить в дирекцию фестиваля фильмы, программы, репортажи и сюжеты о журналистах и журналистике, а также заполненную заявку на участие.
Срок подачи работ на конкурс не позднее 1 сентября 2015 г.
Более подробная информация о фестивале, регламент, форма заявки и контактная информация на сайте [fa_icon figure=’icon-share-alt’] http://www.journfest.ruЧитать далее
Традиция празднования Дня Победы в нашей семье сложилась давно.
С утра мы покупали гвоздики и шли на праздничный митинг. Там, возле стелы, в строю увешанных орденами и медалями фронтовиков, находили моего отца, вручали ему цветы, а потом вместе стояли и слушали праздничный концерт, после чего шли обедать. И так год за годом. Менялись детали: сначала дед подхватывал внуков на руки, чтобы им удобнее было смотреть на то, что происходит на импровизированной сцене, потом мои сыновья просто стояли рядом с моим отцом, а в последние годы, уже взрослые и крепкие парни бережно поддерживали своего дедушку под руки: он очень быстро уставал. А строй фронтовиков у стелы с каждым годом становился всё реже и реже. И вот, в первый раз, в День Победы там не будет моего отца…
Так что, нам придётся закладывать новую традицию празднования этого великого дня. Я пока не знаю, какую. Точно понимаю лишь одно – надо сделать всё, чтобы в нашем роду помнили. Отец бережно хранил свои письма, фотографии, документы, много, особенно в последние годы, рассказывал о тех, с кем прошёл дорогами войны. А его фронтовая эпопея тянет на целый роман: битва в Сталинградской степи, окружение, плен, побег, партизанский отряд, тяжелое ранение, снова плен…
Я знаю, ему хотелось, чтобы его не дожившие до Победы боевые друзья сохранились в нашей памяти, чтобы мы рассказывали о них своим детям и внукам. С особой теплотой отец вспоминал лихие и дерзкие партизанские рейды, отчаянных парней, плечом к плечу с которыми он воевал в курских лесах… Среди них был и разведчик Отто Адам, немецкий обер-лейтенант, дезертироваший из Вермахта и примкнувший к партизанам. За его голову фашисты обещали награду, и желающие её получить, конечно, нашлись. Во время возвращения с одного из заданий, Отто и его переводчицу и боевую подругу Машу Васильеву, в засаде ждали каратели: староста села Званое Бондаренко, и его приспешники, холуи, выслуживашиеся перед «новой властью». В перестрелке с «полицаями» отважные партизаны погибли. Кто-то назовёт это парадоксом, кто-то гримасой войны. Но так было. Офицер гитлеровской армии Отто Адам, войдя к нам как завоеватель, сумел разобраться и понять за кем на этой войне стоит Правда, и погиб, защищая мою Родину от тех, кто вырос на её просторах, но предал своё Отечество, переметнулся к врагу.
Накануне Дня Победы, отдавая дань памяти миллионам победивших фашизм русских солдат, мы обязательно вспомним и про немца Отто Адама, воевавшего под одним знаменем с ними…
Мой дед, Василий Игнатович, умер в возрасте 96 лет, за два года до начала войны, так и не узнав, что через два года у него родится еще один внук, самый младший. Это был я.
Село Рудня, где это произошло, расположено на берегу небольшой речки Свига, в двадцати километрах от Брянской области и в сотне от Белоруссии. Осенью сорок первого нас уже оккупировали немцы. Отец ушел на фронт, а дома оставались братья: Николай, закончивший школу, Григорий – ему было четырнадцать лет, Анатолию шел седьмой год. Михаилу – пятый, сестре Татьяне – одиннадцатый. А тут еще и я родился. Так что матери не позавидуешь. Вскоре после прихода немцев Николай ушел к партизанам в отряд Таратуты, о котором неоднократно упоминает в своей книге «Таинственный капитан» командир партизанского соединения герой Советского Союза А.Н.Сабуров.
Зиму мы кое как пережили – все же была своя картошка и другие овощи. А всю живность «реквизировали» мадьяры (венгры), стоявшие в нашей деревне, да полицаи. А немцы были в райцентре и к нам только наведывались наездами. Партизанские отряды стали объединяться: появились партизанские соединения – С.А.Ковпака, впоследствии дважды Героя Советского Союза, А.Ф.Федорова, также дважды героя, А.Н.Сабурова. Они уже представляли серьезную угрозу для фашистов, особенно это касалось снабжения их армий на фронте. Поэтому немцы вынуждены были отвлекать с фронт а боевые части для проведения карательных операций против партизан и поддерживающего их населения.
Однажды брат Николай, посланный в разведку, решил проведать мать. И хоть было уже темно, его заметил один из полицаев. Брата схватили, повели на допрос. О судьбе его мы ничего не знали. А через несколько дней нашу семью вместе с другими «неблагонадежными», составившими целый обоз, выселили из деревни. Разрешили взять с собой по узелку с одеждой и едой. Обоз сопровождали полицаи, Вернее, они ехали на телегах, а мы шли пешком. Куда и зачем — никто не знал. В один з дней выстроили в ряд, выставили пулемет, но не расстреляли, а только пересчитали. Ужне в пути одна из девчонок сказала матери, что видела, как избитого Николая вместе с другими комсомольцами повезли на расстрел. Так ,мол ,грозился один из полицаев.
Нас выселили в Липово-Долинский район, где нас приютили добрые люди. Там меня и крестили. В сорок третьем, в годовшину расстрела Николая, помянули брата. А к концу года, когда фашистов погнали уже за Днепр, мы вернулись в свою деревню или, вернее, в то, что от нее осталось. Многие хаты были сожжены, в том числе и наша. Так что пришлось рыть землянку, в которой мы прожили до пятидесятого года. В землянке был глиняный пол, печка с лежанкой, деревянные нары, две лавки, стол, одно маленькое окошко. Лампой служила латунная гильза, сплющенная вверху под фитиль. В ту зиму спасла нас доброта моих крестных, которые при расставании дали нам картошку и овощи и, самое главное, подарили козу. И ежедневный литр козьего молока для нас, детей, был сущим спасением.
А в сорок четвертом мы неожиданно получили письмо от Николая, которого мы уже «похоронили», оказывается, ему с товарищами удалось бежать из-под расстрела, потому что полицаи были полупьяные. Николай добрался до отряда, в котором воевал до прихода наших войск, а потом партизаны влились в регулярные части.
Второй брат – Григорий, приписал себе год и тоже ушел на фронт, войну закончил в Польше. А Николай стал офицером и в сорок пятом уже из Германии его полк перебросили на Дальний Восток, где довелось воевать с японцами на территории Китая – в Маньжурии. Там он был ранен и контужен. После войны и после госпиталя Николая направили в Запорожье на восстановление Днепрогеса.
Отец мой, Аврам Васильевич, попавший на фронт еще в первую мировую войну, прошедший гражданскую и финскую войны без единой царапины, в Отечественную получил все сполна: прострелянную руку, ранение в бедро. А два осколка под левой лопаткой так и остались с ним до конца жизни – врачи не брались удалять их из-за близости к сердцу.
Вообще-то наша память не поддается объяснению. Мы часто не можем вспомнить, что происходило месяцем ранее, а то, что было многие десятки лет назад, помнится так, как будто это было вчера. И вот эти озарения, эти всполохи памяти часто посещают нас, будоражат, не дают покоя по ночам…
Я просыпаюсь на печке, весь в поту и шепчу пересохшими губами: «Пить, мама, пить!» На столе кроме ламы-гильзы горят свечи, а в землянке почему-то все наши соседи собрались. Услышав мой слабый шепот, мать сквозь слезы радости: «Жив, сыночек! Сейчас, сейчас я тебе водички дам»…
А предшествовало этому вот что. Весной у большого омута, где когда-то была мельница, начал трескаться лед, и мы, взяв шесты, стали плавать на льдинах, сталкиваясь другом с другом. В конце концов все оказались по пояс в ледяной воде. Домой, конечно, никто из нас не побежал. Мы развели в сосняке большой костер и стали сушить одежду, но к вечеру и штаны и фуфайки уже стояли колом от мороза. Жесточайшее воспаление легких лечила мать – не было ни врачей, ни лекарств. Мать моя, Улита Антоновна, была травница, а еще, как говорили бабки, «шептала», то есть знала молитвы и заговоры, лечила заикание, испуг, энурез и какие-то женские болезни. Вот и меня она вылечила своими компрессами
Помню, в детстве все время хотелось есть. Хлеб пекли из отрубей, которые смешивали с картофельными очистками, добавляли туда измельченную кору, крахмал и еще что-то. От такого, лесу «хлеба» нас мучила страшная изжога. Мы употребляли всякую зелень, росшую в огороде, недозрелые яблоки и груши, в лесу собирали «заячью капусту», молодые сосновые побеги. А еще мы ловили рыбу. Вернее, по примеру старших , глушили. Только взрослые взрывали толом – его выплавляли из снарядов, а мы это не умели делать, да и опасно это было – при добывании тола погибло немало односельчан, в том числе и мой двоюродный брат. Поэтому у нас была иная «технология». Находили снаряд, а их в нашей округе было полным-полно: во время войны партизаны взорвали склад и снаряды разметало на многие сотни метров. Так вот, мы брали снаряд, связывали небольшой плот из толстых палок, клали хворост и сухую хвою, поджигали этот костер, клали туда снаряд, отталкивали плот от берега, а сами, отбежав метров на пятнадцать, прятались в канаве. Не всегда снаряд взрывался, но если уж взорвался, мы мгновенно прыгали в речку, собирали оглушенную рыбу и мчались в ближайшие лесок, чтобы развести костер и испечь рыбу. Правда, не всегда нам это удавалось, Потому что у взрослых была договоренность – если на речке рвануло, все кто был поблизости, бежали туда, хватали «рыбаков», и, не разбираясь свой или чужой, нещадно драли нас.
После войны пленные немцы восстанавливали железную дорогу, которая проходила в нескольких километрах от деревни. Недалеко был их лагерь, и я помню, как они приходили в деревню в длинных серых шинелях и кепках с козырьком. Конвоиры их не очень- то охраняли ( а куда они сбегут) – больше за деревенскими девчатами приударяли. Как-то сидели на мосту с удочками – ловили плотву и пескарей. И вот медленно идет колонна пленных. Мы их дразнили: «Фрицы, Гансы! Гитлер капут!» . Один из пленных, пожилой немец, подошел к нам и протянул несколько кусочков сахара. Сахар в то время был для нас великим лакомством, и наши руки потянулись было за ним. Но старший среди нас Володя Короткий резко произнес: «Нам от фашистов подачки не нужны!».
— Найн фашист! Найн фашист! – закивал головой пленный и достал из кармана потертую фотокарточку, на которой он был снят с двумя ребятишками. – Майн киндер, даст ин майн киндер!
У Володьки задрожали губы и он сквозь слезы почти выкрикнул : «Теперь вы все «найн фашист!». А кто моего отца убил?! Майн фатер абшиссен!». Володька был старше нас на несколько лет и уже учил в школе немецкий. Впрочем, многие из нас уже знали какие-то немецкие слова. Пленный понуро опустил голову и мне показалось, что на глазах у него блеснули слезы. А может просто показалось…
… Как-то, когда я сидел за уроками, в дверь землянки раздался стук. Мать открыла дверь, за ней стоял худой белобрысый немец. Он показал на зубы: «Битте, мамка». Мать открыла заслонку в печи и достала ухватом горшок с картошкой в мундире. Но пленный отрицательно закивал головой: «Найн ассен, мамка! – и снова показал на зубы. – «Кранкен, кранкен. Болеть». Стало ясно, что у немца болят зубы, многие из пленных болели цингой, и он просил чеснок. Мать дала ему пару головок чеснока, а потом принесла из сеней бутылочку с зеленоватой жидкостью – то был настой против цинги, который мать готовила сама из зеленых сосновых шишек, хвои и еще чего-то. Она показал немцу , сколько надо разбавить в стакане с водой. Пленный радостно закивал головой и стал благодарить, прижимая руку к сердцу: «Данке шен! Спасибо!».
Когда пленный ушел, я спросил: «Мама, зачем ты фашиста лечишь?».
— Какой он фашист, — устало ответила мать, — у него вон молоко еще на губах не обсохло. Небось, где-нибудь мать ждет не дождется. А может и не знает, что живой…
С войны многие солдаты возвращались домой с какими-то подарками-трофеями: это было официально разрешено. Те, кто был постарше, попрактичнее, везли хром на пару, а то и на две, сапог, дефицитные в ту пору иголки для швейных машинок, а иногда даже и саму машинку «Зингер», либо отрез хорошей материи. Те, что помоложе, менее практичные, везли платки, патефон или гармошку, либо какую-нибудь бижутерию.
Мой старший брат, закончивший войну в Маньжурии, демобилизовался после излечения в госпитале. Получил направление в Запорожье на восстановление Днепрогеса, а перед этим – положенный отпуск. Собиралась чуть ли не вся улица. Расспрашивали о своих родственниках, еще не пришедших, либо пропавших без вести. Потом садились за столы со скромным угощением «с миру по нитке», рассматривали привезенные подарки. Николай приехал практически налегке: платки матери и сестре, кусок материи на пару юбок, да офицерскую плащ-палатку отцу. Соседи были разочарованы – это и все?
-У меня еще багаж идет, — ответил брат. Дней через десять пришел багаж на станцию в райцентр. Договорились с единственной в колхозе старенькой полуторкой и привезли целых три деревянных ящика. Мужики, снимая тяжелые ящики, обсуждали вслух, что там за тяжести? – Может, посуда? — предположил кто-то. – Зачем столько посуды? — возражали ему. – Тогда может машинки швейные или инструмент какой?
Когда вскрыли первый ящик, в нем оказался радиоприемник, тяжеленные аккумуляторные батареи к нему и патефон с пластинками, отчего мы, дети, пришли в восторг. Вскрыли второй ящик и тут соседки ахнули: «Смотри, шубы меховые! Надо же!». Однако то были не шубы. Сверху лежала доха из козьего меха (она нам с братом потом досталась), а ниже лежали стопки книг в переплетах с тиснением. Третий ящик тоже был полон книг: прекрасно изданные Пушкин и Толстой, Достоевский и Лермонтов. Гоголь и Бунин, Байрон, Золя, Гюго… И тут я услышал уже другой шепот вперемежку со смешком : «Это ж надо, за десять тысяч километров книжки переть! Нет, чтобы одежку, да обувку привезти!»
Может быть, соседи по-своему и были правы. Но сносили мы одежду и обувь и все. А по этим книгам я научился читать, по этим книгам мы узнавали другую, неведомую нам жизнь, учились жить по совести и справедливости.
В пятидесятые годы мы, наконец, выбрались из землянки в «пятистенок» — дом из двух комнат. Правда, одна из них была еще не жилая – не было пола и окон, а во второй мы жили. В ней, как обычно, печка с лежанкой, на которой мы, дети, и спали. В пятьдесят первом ушла из жизни мама моя, Улита Антоновна. Сестра стала учительницей, вышла замуж за односельчанина-фонтовика и уехала она в Брестскую область, куда направили после войны ее мужа. Анатолия забрал к себе в Запорожье старший брат. Определил его там в ФЗУ( фабрично-заводское училище). А я остался с отцом и братом Михаилом. Как-то отца отправили куда-то на месяц, и мы с братом варили фасоль по четыре-пять часов, потому как не знали, что ее надо заранее замачивать. Ни масла, ни какого –либо жира у нас не было, поэтому мы собирали латунные гильзы от снарядов, другой металлолом, сдавали заготовителю, а взамен получали соль и сахар кусками. Месяц этой фасолевой диеты запомнился мне на всю жизнь
Детство наше было нелегким, но все равно мне кажется, что это было самое счастливое время. Хотя мы не бездельничали — кроме всяких игр в «войну», в «красных и белых», в « партизаны» нам пришлось с малых лет помогать взрослым. Еще в дошкольном возрасте я уже пас гусей, вначале, правда. чужих – заработал себе полотно на рубашку и штаны. А когда учился в начальной школе, то также как и мои сверстники, возил воду трактористам, снопы ржи (у нас называли жито) к молотилке, собирали колоски, убирали кок-сагыз, из корней которого делали каучук, боролись с саранчой. Зимой заготавливали зеленые сосновые шишки – по пояс в снегу пробирались от дерева к дереву в молодом лесу, забираясь почти до вершин и срывали шишки. Набирали мешок-другой и тащили на санках к заготовителю. Но это уже наш «личный» заработок. Правда, все равно мы отдавали эти несколько рублей родителям. Оставляя себе копейки на кино: раз-другой в месяц в деревню приезжала кинопередвижка.
Пахали и сеяли в первые послевоенные годы на коровах, потом стали появляться лошади и, наконец, появился первый трактор – харьковский «клесник» с огромными зубьями на задних колесах. Нам, ребятне, он казался каким-то чудом.
В полях вокруг деревни оставалось немало снарядов и мин – я уже упоминал о взорванных партизанами складах. Каждую весну приезжали минеры, собирали и взрывали мины и снаряды. Но собрать все они не могли, и время от времени случалось несчастье – подрывались и люди и животные. Помню, после очередного взрыва за деревней, мы побежали туда вслед за взрослыми. На полувспаханном поле возле того самого трактора уже собрались односельчане. Слышались женские всхлипывания и причитания Протиснувшись поближе, мы увидели накренившийся трактор. Возле него на какой-то мешковине лежал окровавленный уже мертвый тракторист. Какая-то женщина накрыла платком его лицо. А мужчины осматривали со всех сторон трактор. Люди, привыкшие видеть смерть, как-то по-будничному восприняли гибель тракториста. И теперь прикидывали, что можно сделать с единственным трактором, без которого в бедном колхозе было ох, как нелегко. И это не была какая-то черствость и равнодушие. Нет. Люди тогда старались помочь друг другу во всем.
Я хорошо это запомнил во время пожара. Поздней сенью, в предзимье, почва уже покрылась коркой льда и все припорошило снежком, ночью нас с братом разбудил тревожный голос отца: «Деточки! Вставайте. Пожар!». Мы с братом спали на печке, и хоть отец не кричал, а произнес эти слова не очень громко, боясь испугать нас, в ту же секунду мы спрыгнули с печки. В окнах уже были видны языки пламени, а наверху что-то страшно гудело. Отец открыл дверь в недостроенные еще сени : «Бегите к Макарихе!». Мы выскочили через оконный проем, и в это время на нас свалился горящий сноп соломы. Хорошо еще, что мы были стриженные… Босиком рванули к соседке – ее хата стояла метрах в семидесяти. Соломенная крыша была вся в пламени , а со всех сторон к нашему дому уже бежали люди – с ведрами, баграми, топорами. Выстроившись в цепочку от колодца к хате, передавали друг другу ведра, баграми растаскивали горящие стропила. Сколько времени прошло, не знаю – может час, может два, но пожар потушили. Сгорела соломенная крыша, потолок, обуглились верхние венцы стен, но дому сгореть не дали. И это ночью, в предзимье. Я вспоминаю это каждый раз, когда вижу, как в наше время часами тушат пожар десятки машин и вертолеты, а потом на фундаментах дымятся обгорелые остатки…
Я не хочу сказать, что вот раньше какие-то святые люди жили. Нет, конечно. Обычные. Со своими достоинствами и недостатками. И пили, и дрались. Правда, пили меньше. Не только потому, что питья было поменьше. Было и меньше времени для питья. В деревне ведь с раннего утра работали. Под вечер возвращались с колхозной работы, а дома надо было еще скот накормить, ужин приготовить, детей обиходить. Так что выпивали большей частью зимой – в святки, в масленицу, да по праздникам. Дрались? Конечно. Но не так жестоко, как сейчас, когда даже подростки забивают до смерти. Соблюдались какие-то негласные правила: не бить лежачего, «до первой крови», одного толпой не забивали.
Воровали? Да. Но больше частью в городах. В деревне все ведь знали друг друга, все на виду. Потому могли срубить «без спросу» дерево в лесу, прихватить несколько качанов капусты с колхозного поля, насыпать зерна в карманы на току или нарвать мешок клевера для кроликов. Не от хорошей жизни, конечно, это делалось. Но вот в 58-м году я уезжал на учебу в институт, а замка на двери нашего дома так и не было – проволочная петля и колышек в ней – видно, что дома никого нет. Причем, так было почти у всех в деревне. Мы, ребятишки, конечно, наведывались в колхозный сад, да и не только. Правда, на своей улице этого было делать нельзя. Такой был уговор – мы обменивались «информацией» о вкусных яблоках и грушах с мальчишками других улиц. И хоть родители нас за это наказывали, но этим мы как бы самоутверждались, побеждали страх. Особым шиком считался «дневной налет», когда все были на работе. Как то мы решили совершить такой налет на соседней улице – очень уж соблазнительно смотрелись сквозь листву крупные груши. Но ствол внизу был почти гладким, и ребята постарше встали друг на друга, а меня, как самого маленького, взяли на плечи и я, уцепившись за ветки, забрался на дерево. Немного я успел стрясти груш, как послышался крик хозяйки – почему то она оказалась дома. Моих старших соучастников как ветром сдуло, а я остался на дереве. Попробовал спрятаться в листве, но был обнаружен. В руках у хозяйки был пучок жгучей крапивы и слазить с дерева я, конечно, не стал. Тогда хозяйка побежала за жердиной, чтобы «достать» меня. Медлить было нельзя и я , зажмурив глаза, спрыгнул в картофельную ботву и дал стрекача. Слава Богу, ничего не сломал и не вывихнул. Однако вечером я все-равно получил по полной программе и потом долго обходил стороной тот огород со сладкой грушей…
В Сибирь судьба забросила меня 50 лет назад. На стройку Кия Шахтырского рудника. А в 68-70 гг. я служил на Дальнем Востоке в приграничной зоне. Время было тревожное. В 68-м – ввод войск Чехословакию, в марте 69-го прямые столкновения на Даманском с китайской военщиной, выполнявшей волю Мао Цзэ дуна и Линь Бяо. Так что спать приходилось не только в казармах, но и в блиндажах. Ротой нашей командовал майор Неглядов – харьковчанин, потом капитан Махмудов – бакинец. А в моем взводе служили дагестанец Давид Рамазанов и азербайджанец Валера Раджабов, грузин Годердзи Гигаури и армянин Михаил Григорян, Володя Зименс с прибалтийскими корнями, братья Плешаковы с Урала, Валера Сынков с Сахалина, Валера Шандро, Анатолий Ваулин, Виктор Зобов с нашего Красноярского края. И никакого разделения по национальному признаку, никаких конфликтов на этой почве не было. А напряженная обстановка еще больше сближала нас, мы делились и радостями и горестями. И если бы кто-то сказал нам тогда, что Союз развалится, что будут войны: в Грузии и Нагорном Карабахе, в Чечне и на Украине, его бы в лучшем случае обсмеяли, покрутив пальцем у виска. А то могли бы и «физиономию лица» попортить…
Мой отец и братья ушли из жизни. Господь не дал им возможности лицезреть все то, что творится на их Родине. Потому что сердца их не выдержали бы, глядя, как банды бендеровцев, с которыми они сражались, теперь победно маршируют по Киеву, Одессе, Харькову. И теперь я понимаю, что вторая мировая войны еще не закончилась. Что кому-то очень хочется поддерживать буйную поросль фашизма , будь то на Украине, в Прибалтике или в других местах. Видимо, слишком короткая память у этих господ. И думаю, никакими лекарствами эту болезнь не вылечить. Тут может помочь только «хирургическое» вмешательство, которое заканчивается процессом, наподобие Нюрнбергского.
До майского дня, когда небо озарят праздничные салюты, осталось всего-ничего. И как-то странно будет, если наш с вами журналистский сайт окажется в стороне от этого поистине всенародного праздника. Ведь все мы – наследники Великой Победы. И у абсолютного большинства из нас в памяти сохранились воспоминания отцов, дедов, прадедов, бабушек-прабабушек, других родичей, соседей или коллег, или просто мимолетных знакомых, с которыми пришлось встретиться в купе мчащегося поезда. Давайте воспроизведем воспоминания, воплотив их в заметки, зарисовки, эссе. И тем самым поведаем миру о том, чего он еще не знал, и о тех, о ком он пока слыхом не слыхивал.
Да, написано много и снято много. Но ведь и мир большой. И о большинстве победителей этот мир до сих пор не подозревает. Для него они – тайна. Давайте поделимся этой тайной. Хотя бы одной старой фотографией, хотя бы десятком строчек, хотя бы одним эпизодом.
Какая польза в словах и воспоминаниях? Если с прагматической точки зрения – никакой. Если с духовной, душевной, сердечной – огромная. Это неправда, что слова не материальны. Просто материя у них особая – невидимая. Но когда мы говорим о любви, в мире прибавляется любви и доброты. Если произносим что-то обидное и несправедливое, то хоть на толику – становится больше зла.
Давайте, коллеги, умножим светлые силы – вспомним добрым словом то небесное воинство, которое уже никогда не вернётся на землю, но которое, вполне возможно, по сей день продолжает свой бой за нас там, за облаками.
Мы можем поддержать своих воинов отсюда, с земных просторов, которые они оставили нам в наследство.
Остановите свой суетливый бег… Вспомните хотя бы одного из того небесного воинства и расскажите о нем: ведь именно ему вы – и все мы – обязаны тем, что уже семидесятая весна приходит к нам. Мирная весна. Пока, слава Богу, мирная…
— Денек-то какой солнечный, жара как летом, скоро крапива полезет, лебеда. Будет мамка суп варить, — так думала пятилетняя Милка, таща от тетки огромную чугунную сковородку.
Босые ноги то и дело проваливались в жирную грязь, хотелось есть, а дома в шкафчике лежал кусочек хлеба, выданный по карточке. Милке полагалось целых 200 гр., так же как и Юре, и Вере, и Наде. Маме аж целых 300.
На улице вдруг стало так многолюдно, что Милка даже опешила. Все смеялись, обнимали друг друга.
— Победа, победа! – раздавалось со всех сторон.
Милка, поддавшись всеобщей радости, приплясывала с огромной сковородкой в руках и радовалась, что наконец-то все смеются, что было редкостью за ее такую короткую жизнь. Все больше бабы плакали, иногда страшно так выли, и тогда Милке хотелось спрятаться подальше. Обычно это было после того, как почтальонка приносила бумажку – похоронку.
На Милкинову папу похоронку принесли, когда ей было 1,5 года, она этого не помнит.
— Хорошо-то как, — жмурилась она на яркое солнышко, — тепло, все радуются, наверное, сегодня сходим на сушинские поля с Юрой и Верой, наберем, если повезет, мороженой картошки, а вечером мамка возьмет у тетки Дуси мясорубку, перекрутит ее и будем из этой кашицы лепить на горячую печку-буржуйку шмандочки-лепешки. Вкуснотища.
Таким запомнился День Победы – 9 мая 1945 года — моей маме Морозовой Людмиле Федоровне.
Сейчас ей 75. Но до сих пор живы в памяти эти страшные, голодные годы войны. Как четверо детей и молодая женщина, оставшаяся вдовой в свои 30, стояли ночью в очереди за хлебом, как ходили на покос за 12 километров от поселка, а потом пилили дрова, как не слушалась пила в маленьких, озябших руках. Все это было.
И все меньше остается тех, кто помнит. И нужно успеть рассказать о войне правду, чтобы жить дальше и радоваться мирному небу.
Мы стояли у братской могилы. И молчали. Шёл дождь. А по нашим щекам катились слёзы…
В Белоруссию я давно хотела съездить. Слышала много рассказов о ней: как здесь красиво и чисто, какой простой и душевный народ живёт… Но для меня главным было совсем другое: в белорусской земле похоронен мой дед — уроженец деревни Петропавловка-2 Ирбейского района Красноярского края, солдат Великой Отечественной войны Никифор Назарович Левченко.
Из Могилёва в Быхов
В который раз убеждаюсь: интернет — замечательная штука. Именно с помощью его Виталика, моя дочь, «раскопала» все сведения о том, в какой армии и дивизии дед воевал, где погиб, освобождая Белоруссию от фашистов, и в какой братской могиле похоронен. И даже нашла паспорт братской могилы и её фото. Путь наш лежал в село Городец Быховского района Могилёвской области.
Из Могилёва в Быхов мы ехали в электричке. За окном мелькали небольшие перелески, поля, сёла. Небо было серое: всё предвещало дождь. Я смотрела на эту осеннюю мирную картинку и не могла представить, что 70 лет назад здесь шли ожесточённые бои советских войск с фашистами.
…В феврале 1944 года 3-я армия, в состав которой входила 5-я стрелковая дивизия — в ней служил Никифор Левченко — освободила белорусские поселения Новый Быхов, Яново, Тайманово. Наступательная линия фронта как раз проходила между Гомелем и Могилёвым. В то время немцы укрепились на реке Езва, заняв Хомичи, Романяцкую Гуту и ещё несколько опорных пунктов. К началу марта на фронте было затишье: наши войска готовили большую наступательную операцию. Основной задачей тогда было осуществление разведки, разминирование, кое-где велись локальные бои.
Городец
Дождь пошёл в Быхове. Мелкий-мелкий. Поэтому совсем не мешал до отправления автобуса в Городец познакомиться с привокзальной площадью. Всё чисто, аккуратно, зелёные газоны. А в центре скульптурная композиция — женщина обнимает мужчину, у которого в руках книги. Как оказалось, посвящена она белорусской письменности. Подобные скульптурные композиции во время нашего путешествия по Белоруссии видели в каждом городе. В Полоцке, к примеру, у торгового центра стоит хитрый «купец», в Витебске на железнодорожном вокзале — «встречающие»: господин с тростью и дама в шляпе. К сожалению, хорошо познакомиться с Быховым времени не было. А там есть на что посмотреть. Основан он в 14 веке, когда-то входил в Великое литовское Княжество, Речь Посполитую, здесь бывал Пётр Первый. Главные быховские достопримечательности — старинные здания синагоги, замка литовского гетмана Яна Ходкевича, православного храма.
Городец, как мы сделали вывод, — деревня умирающая или, скажем мягче, неперспективная. На въезде увидели несколько покосившихся заброшенных домов. Потом в разговоре с жителями узнали, что из села уже перевели школу, хозяйство значится в числе отстающих, люди из деревни начали уезжать.
Автобус остановился недалеко от основательного здания с колоннами. Вывески на нём говорили, что это почта и Дом культуры. Женщины, а это были сотрудники Дома культуры, рассказали, что раньше здесь располагалась школа, показали, где находится братская могила. Она оказалась рядом.
Они погибли у Хомичей
Мы стояли у братской могилы. И молчали. Шел дождь. А по нашим щекам катились слёзы…
Если сопоставить все данные, которые Виталика нашла в интернете, то можно предположить следующее. Во время подготовки к наступлению наших войск велись разведовательные операции. Скорее всего, группа советских солдат во главе со старшим сержантом Иваном Толкачёвым, в которую входил и Никифор Левченко, участвовала в этой операции, так как все они 2 марта 1944 года погибли недалеко от Хомичей — хорошо укреплённого пункта немецкой обороны. Вполне возможно, группа пыталась пройти к Хомичам, но была замечена немцами. Под Дедово был убит младший сержант Павел Шевцов, там его товарищи и похоронили. Несколько бойцов, в том числе и Никифор Левченко, полегли под Езвой — их закопали в лесу в 2,5 километра на юго-восток от могилы Шевцова. Потом погиб и Толкачёв…
Все они сначала покоились в боевых захоронениях. Эти захоронения в соответствии с приказом начальника главного управления тыла Красной Армии от 22 апреля 1942 года производились в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, товарищами погибших. Потом похоронные команды и местные жители находили тела погибших и хоронили их в братских могилах.
В Городце в братской могиле, судя по паспорту могилы, покоятся останки 18 воинов. Назову фамилии всех: рядовой Борис Белкин, рядовой Василий Воронин, командир Михаил Головин, рядовой Василий Гузнев, рядовой Николай Колос, рядовой Кузьма Кормицкий, рядовой Никифор Левченко, рядовой Николай Мельников, рядовой Иван Михин, рядовой Пётр Мышкин, рядовой Егор Паньков, младший сержант Николай Пашкевич, младший сержант Андрей Сиренко, младший лейтенант Всеволод Созан, рядовой Александр Сычёв, старший сержант Иван Толкачёв, младший сержант Павел Шевцов, рядовой Николай Шитко. Пусть земля им будет пухом, а память о них останется навсегда!
Красные гвоздики
В 1964 году на могиле была установлена скульптура «Скорбящая мать». В тот год Белоруссия отмечала 20-летие со дня освобождения от фашистов. В 2014-м — 70-летие. Куда бы мы ни приехали, везде видели транспаранты, плакаты, флаги, извещающие об этом событии. А в Городце на братской могиле солдат-освободителей обновили постамент, на котором установлена «Скорбящая мать». Вот только жаль, что не прикрепили на него табличку с их фамилиями. Ведь все они, благодаря архивным данным, известны.
… Красные гвоздики у подножия «Скорбящей матери» в этот пасмурный день алели по-особенному. Мы также положили цветы к обелиску, на котором начертаны фамилии городчан, погибших в Великой Отечественной войне. Он стоит рядом с братской могилой.
Дождь пошёл сильнее. Надо было уходить. А я мысленно говорила с дедом : «Вот и приехали мы к тебе из твоей родной Сибири. Помнить тебя будем всегда!» Комок подступал к горлу. И снова слёзы навернулись на глаза…
В Доме культуры его директор и художественный руководитель Нина Кублицкая и Светлана Мазур напоили нас чаем, угостили вкусными пряниками, а потом вызвали такси. Мы переживали, что можем опоздать на последний автобус из Быхова в Могилёв. Они успокаивали: «Успеете!» Действительно, успели.
И снова за окном мелькали белорусские поля, обагрённые кровью тысячей солдат Великой Отечественной войны. Смотрела на них и вспоминала свою бабушку — Пелагею Ивановну Левченко. В детстве я её часто просила рассказать о деде. И она рассказывала: был он очень сильным, никто не мог его побороть, немногословным, трудолюбивым, рано остался без матери и отца, очень хотел, чтобы его дочки учились в школе… Тогда однажды я ей пообещала, что мы с ней обязательно поедем в Белоруссию на могилу деда. Не получилось: баба Поля скоропостижно умерла в 1982 году. И вот теперь я думала: если есть она там, на небесах, то, наверное, всё увидела. В Белоруссию мы приехали с Виталикой, её правнучкой. И поклонились деду.
Бывая в Стокгольме, я непременно несколько раз в неделю хожу в пансионат для пожилых людей, к своим бабушкам и дедушкам. Это не мои родственники, но за несколько лет знакомства мы с ними сдружились и полюбили друг друга.
За плечами у каждого из них долгая жизнь. Почти все они передвигаются в креслах или при помощи специальных ходунков. Но никто из этих бабуль и дедуль не теряет присутствия духа. Гуннар в свои без малого 90 – страстный болельщик (мы оба любим смотреть биатлон, горные лыжи) и большой юморист. Он четыре раза уже в зрелом возрасте участвовал в королевских гонках Vasaloppet между поселком Селен и городом Мура, а это как-никак 90 километров. Он до сих пор помнит пять языков, в том числе и латынь. Я этим похвастать не могу, поэтому мы с Гуннаром общаемся по принципу «раз – словечко, два – словечко». Когда мы с ним ведем диалог, в столовой стоит хохот: так общество воспринимает наш шведско-испано-англо-французо-немецкий «диалект».
Соседка по трапезе Барбара, улыбаясь, слушает нас и иногда подключается к этой белиберде. Ей тоже девяносто. Но назвать её старушкой у меня не поворачивается язык, хотя она передвигается при помощи ходунков. Барбара всегда элегантна. Каждый день она в новой блузке и кофточке, на запястье неброский, но очень красивый браслет. Без прически вы её не увидите. Она регулярно посещает парикмахера, который приходит в пансионат.
Я уже привыкла, что мои подопечные ветераны капиталистического труда – самые старшие (не хочется говорить – старые) в пансионате. Но каково же было мое удивление, когда на приеме у цирюльника появилась дама, которую я прежде не видела и которую приняла за ровесницу моих знакомых. И тут мне Барбара шепнула:
– Ты её не знаешь, она живет на другом этаже. Постоянная посетительница. А сегодня у нее сегодня день рождения…
– Круглая дата? – поинтересовалась я.
– Не совсем круглая, но знаменательная, – загадочно улыбнулась Барбара. – Эрике 107 лет.
– !!!
Откуда у них берутся силы жить, бороться с недугами и оставаться оптимистами, не обращая внимания на несущиеся галопом годы? Я поделилась своим изумлением с Барбарой.
– Пусть несутся, – вздохнула, по-прежнему улыбаясь, Барбара. – а мы за ними мелкими шажками пойдем… Нам некуда торопиться.
В тот же вечер мы со «стокгольмчанами» за рождественским столом припомнили еще об одной даме. Та переехала жить в пансионат для престарелых в 92 года. Пожилая – да, но престарелая – нет! Каждый день в восемь утра она уже одета, хорошо причесана и со скромным макияжем, она делает его сама, хотя у нее слабое зрение.
Её житейская философия очень мудра. Её догматы просты… Можно провести весь день в постели, прислушиваясь к болям в определенных не работающих частях тела. А можно встать и пойти, поблагодарив другие части, которые по-прежнему подчиняются нам…
Каждый день для Марии – подарок: «Как только я просыпаюсь, то со мной приходят и счастливые воспоминания, которые были в моей жизни. Старость как банковский счет: вы можете снять с него только то, что вы сохранили».
Кто мешает нам всем внести много радости и счастья на счет вашей памяти? Независимо от того, насколько сложна жизнь, самое мудрое решение – не усложнять ее. Молодость вернуть нельзя, но можно оставаться молодым, в этом всегда была уверена Мария. Секреты этого процесса тоже просты…
Не задумываться над числами, которые являются несущественными. А именно: возраст, вес и рост. Общаться только с веселыми друзьями. Недовольные и ворчуны тянут нас вниз. Продолжать учиться в любом возрасте! Узнавать больше о компьютерах, литературе, цветах… обо всём. Не позволять мозгу лениться. Праздный мозг является мастерской немца. Имя его Альцгеймер! Надо чаще смеяться. Смеяться, пока дыхание не перехватит. Да, бывают и горькие минуты. Но держись, не давай скорби побороть себя и двигайся дальше. Единственный человек, который с тобой всю твою жизнь – это ты сам. Живи, пока ты жив.
…Всегда, возвращаясь из дома престарелых со смешным названием «Кошкин хвост» (правда, если дословно перевести со шведского, то название еще более смешное) от своих друзей, я чувствую себя моложе, потому что всякий раз мои старички и старушки преподают мне уроки молодости и оптимизма.
Сохранить Союз журналистов России, остановить попытку отъема занимаемых СЖР помещений!
Союз журналистов России – признанная международным журналистским сообществом общероссийская организация, вносящая свой вклад в процесс развития страны, и достойно представляющая Россию на международной арене.
Выселение Союза журналистов России из занимаемых помещений будет означать фактическое прекращение деятельности крупнейшей общественной организации России.
Надлежащая передача в собственность Союза журналистов России нежилых помещений на Зубовском бульваре и Никитском бульваре станет реальным выражением государственной поддержки и гарантией стабильной и плодотворной деятельности одной из старейших творческих общественных организаций России на благо и во имя процветания России.
В этой связи необходимо:
1. Устранить нарушения, допущенные при исполнении Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1996г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 12.11.1993 г. № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» и распоряжения Госкомимущества от 18 мая 1994 г. № 1084-р о передаче помещений СЖР.
2. В соответствии с указанными выше указами Президента РФ передать в собственность Союзу журналистов России нежилые помещения общей площадью 2919,3 кв.м в здании по адресу: г.Москва, Зубовский бульвар, 4, а также здания Центрального Дома журналиста (ЦДЖ) общей площадью 2636 кв.м, по адресу: г.Москва, Никитский бульвар, д.8а/Калашный пер., д.3а и надлежащим образом оформить соответствующие документы.
Уважаемые коллеги, друзья!
Акция «Сохранить Союз журналистов России» уже собрала несколько сотен подписей.
Пожалуйста, поддержите Союз, подпишите это письмо ([fa_icon figure=’icon-mail-forward’] перейти по ссылке).
В марте стартует XIV Межрегиональный конкурс журналистского мастерства «Сибирь — территория надежд».
Конкурс «Сибирь – территория надежд» существует более десяти лет. За годы своего существования конкурс заслужил признание в медиа-сообществе, стал одним из брендов Сибири и превратился в движение, объединяющее людей разных регионов России, заинтересованных в развитии и продвижении Сибири. Конкурс является уникальной коммуникационной площадкой, объединяющей представителей СМИ, власти, бизнеса, для совместного поиска решений актуальных социальных и экономических задач. За время существования конкурса в нем приняли журналисты и СМИ всех регионов Сибири, а также европейской территории России. Не раз участниками конкурса становились представители стран ближнего зарубежья – Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана.
Участниками конкурса являются средства массовой информации (редакции; творческие объединения; авторские коллективы телепрограмм и радиопрограмм; редакции газет и журналов (региональных, городских, районных, ведомственных, специализированных), Интернет – издания) и авторы (без ограничения по профессиональному, возрастному или другим признакам).
К участию в конкурсе принимаются материалы, опубликованные (вышедшие в эфир) в период с мая 2014 года по май 2015 года.
Подробно о номинациях и условиях участия в конкурсе читайте в Положении ([fa_icon figure=’icon-arrow-down’] скачать).