Последние записи

Разъяснение к положению

Пришло в Союз журналистов письмо. Коллеги просят разъяснить детали Положения о конкурсе «Красноярские перья».

Пишут, что все как-то туманно и неясно в этом Положении. Впрочем, вот само письмо:

«Добрый день, не знаю, к кому там у вас обращаться. Посмотрел положение о конкурсе «Красноярские перья-2013» — совершенно ничего не понятно. Что значит, «самовыдвижение допускается», но если участников меньше трех, то кандидатура снимается? И снова не понять, в каких случаях слать статьи в формате текста, в каких пдф-ками, в каких Вордом? Что за номинации неясные — «Лучшая районная газета» и так далее? Если я хочу свой материал выставить на конкурс — в какой номинации мне его подавать, как их определять?

Положение читали все во главе с редактором. Она махнула рукой, и сказала, чтоб разбирались сами. Большая просьба: вы бы не могли разъяснить его как-нибудь не только для себя, а так, чтобы и другим было понятно? Заранее благодарны».

Согласен: русский язык – многозначный, и слова, а тем более фразы могут иметь самый разнообразный смысл. Вроде «казнить нельзя помиловать». И то, что понятно журналистам – членам жюри конкурса, которые Положение писали, и журналистам – членам президиума Союза, которые Положение утверждали, вовсе не обязательно понятно коллегам-журналистам, погруженным, как говорится, в повседневный рутинный процесс перерабатывания словесной руды.

Поэтому с удовольствием прокомментирую неясные части Положения о конкурсе «Красноярские перья – 2013» — так, как понял их сам.

  icon-check  Что значит, «самовыдвижение допускается»?

Это значит, что любой журналист может послать свою работу на конкурс, не спрашивая разрешения редактора издания, где эта работа публиковалась.. Хотя, конечно, чисто из вежливости неплохо бы известить редактора, что уважаемый сотрудник его уважаемого издания принимает участие в уважаемом творческом конкурсе. Но это мой личный совет – в Положении такого условия нет! По Положению вы просто заполняете заявку, прикладываете свой материал, и отправляете по адресу конкурса – вот и все самовыдвижение.

  icon-check  Если участников меньше трех, то кандидатура снимается?

Тут автор письма путает одно с другим. Если вы, например, написали очерк, и послали его на конкурс, то ваш очерк попадет в номинацию «Лучший очеркист». Но если, кроме вас, в этом году в Красноярском крае ни один журналист очерков не писал, и вашему очерку соревноваться не с кем, то соревнование по этой номинации отменяется, и номинация снимается. Снимается – НОМИНАЦИЯ, а не кандидатура.

Это все из-за выборов такая путаница в головах, я уверен. А ведь еще губернаторские восстановили. Господи, что будет-то!

  icon-check  В каких случаях слать статьи в формате текста, в каких пдф-ками, в каких Вордом?

Дорогие коллеги, присылайте ваши статьи в том формате, в котором вы их набирали на компьютере, когда сочиняли. Вы ведь не на печатных машинках работаете? Вот и отлично! Если отправляете на конкурс статью, то в любом текстовом формате – как на вашем компьютере. Если же вы отправляете полосы газеты – то конечно, в PDF. Тот, кто вашу газету макетирует, надеюсь, вам поможет.

  icon-check  Что за номинации неясные — «Лучшая районная газета» и так далее?

Хм, ну, знаете ли… Хорошо, примерно так: вы присылаете на конкурс несколько номеров вашей районной газеты. А из другого района тоже присылают несколько номеров, их газеты. И из третьего района присылают несколько номеров. Потом жюри берет все эти номера, и сравнивает – у кого лучше. Потом лучшую редакцию награждают. Что тут неясно? По какому принципу выбирают лучшую газету? Об этом жюри всегда объясняет со сцены во время награждения – приходите на церемонию награждения, все услышите.

Что касается «так далее» — по моему, это такой идиоматический оборот речи, который сам по себе информации не несет. Поэтому добавить ничего не смогу.

  icon-check  Если я хочу свой материал выставить на конкурс — в какой номинации мне его подавать, как их определять?

Все авторские номинации разбиты по журналистским жанрам. В каком жанре вы написали свой материал, в такую номинацию и подавайте.

Что такое жанры, я объяснять не буду. Не хочу, принципиально. Потому что если автор не понимает, в каком жанре пишет, это уже совсем непрофессионально. Ни в какие ворота, по-моему.

Но могу дать совет: покажите свой материал какому-нибудь авторитетному коллеге. Уверен, вам подскажут, что же все-таки вышло из-под вашего пера – очерк, журналистское расследование, или философское эссе. Заодно, может быть, вам расскажут и о признаках жанров, и всяких таких профессиональных штуках.

Хотя, с другой стороны, совсем не факт, что новые знания отразятся на уровне вашей зарплаты.

Честно говоря, в письме не было главного вопроса, на который я бы хотел ответить:

  icon-check  А зачем нужно участвовать в журналистском конкурсе?

Затем, чтобы о вашей работе узнало как можно больше людей. Чтобы как можно больше людей познакомилось с плодами ваших трудов – вашими прекрасными материалами.

Вы ведь для этого пишите-снимаете?

Или только ради денег? Так сказать, по инд.заказу? Тогда конечно, конкурс вам ни к чему – материальной выгоды никакой, хлопот много, положение надо читать, файлы переписывать. Вспотеешь, право.

Конкурсы проводятся для тех, кому важно говорить не в бездну, кому важно признание – общества и коллег.

В прошлом году Союз журналистов Красноярского края начал публиковать конкурсные работы на своем сайте, который посещает до 200 человек в день – около 6000 читателей в месяц.

Люди заходят на сайт для того, чтобы увидеть ваши работы, коллеги.

Поэтому в нынешнем году Союз журналистов ввел в Положение о конкурсе ряд важных дополнений – а именно, предоставление конкурсных работ в компьютерных форматах.

Чтобы их можно было выставить во всеобщий доступ на сайте.

Чтобы люди могли вас читать и смотреть.

Мы попросили также авторов присылать свои фото и краткие творческие биографии в электронном виде, для публикации. Чтобы читатели могли иметь представление о вас, наших дорогих авторах.

Скажите честно, что непонятного в этих пожеланиях?

Между тем, на сегодняшний день (8 ноября 2013 года) ни один (НИ ОДИН!) участник конкурса не удосужился приложить к присланным материалам их ЭЛЕКТРОННЫЕ версии.

Ни файлов, ни фотографий, ни биографий. Ничего.

Во всем виновато туманное Положение?

Или это такой нормальный пофигизм?

Странно, коллеги. Неясно – спросите. Пофигу – не участвуйте вовсе.

  icon-check  Но зачем все делать криво и наполовину? Зачем самого себя лишать доступа к читателю, только потому что было лень записать файл на диск или флешку?

Это мой вопрос к вам.

Впрочем, можете не отвечать. Лучше присылайте материалы.

 

Читать далее

Друзья спели

В Красноярском культурно-историческом центре прошел V краевой конкурс исполнительского мастерства среди журналистов и других сотрудников СМИ «Споёмте, друзья!»

Состоялся этот песенный праздник благодаря его организаторам, друзьям и партнерам. Это… Союз журналистов Красноярского края, краевая грантовая программа «Социальное партнерство во имя развития», руководитель грантового проекта «Споемте, друзья!» Галина Андреевна Захаренко, Союз композиторов-песенников Красноярского края и его руководитель Александр Витальевич Кузнецов (кстати, его можно назвать отцом-основателем конкурса, стартовавшего в 2007 году).

Верные партнеры конкурса: ОАО «ВостокСибпромтранс» и его дирекор Геннадий Семенович Лапунов, а также Ольга Владимировна Адамович – руководитель пресс-службы предприятия, лауреат краевого творческого конкурса Союза журналистов; ОАО «Красноярский хлеб» и его директор Виталий Борисович Тычинин, который недавно стал депутатом горсовета Красноярска и заместителем председателя комитета по экономике.

Информационную поддержку конкурсу оказали ГТРК «Красноярск», бизнес-сайт Владимира Пантелеева, сайт культурных событий Геннадия Каледы, сайт Союза журналистов Красноярского края.

Концерт-конкурс снимал, дабы оставить для истории, знаменитый красноярский оператор Юрий Владимирович Пономарев, в творческой биографии которого не один десяток кинолент-лауреатов.

Жюри конкурса:

  • Нелюбин Василий Владимирович – председатель Союза журналистов Красноярского края, директор ГТРК «Красноярск».
  • Кузнецов Александр Витальевич – председатель Союза композиторов-песенников Красноярского края.
  • Захаренко Галина Андреевна – директор фестиваля, секретарь Союза журналистов Красноярского края, кинорежиссер.
  • Тихомиров Олег Юрьевич – редактор сайта Союза журналистов Красноярского края, директор Уличного радио.
  • Людмила Николаевна Базарова – автор ряда программ «Радио России. Красноярск».
  • Флорид Лукманович Исламов –руководитель группы «Яхонт».
  • Адамович Ольга Владимировна – руководитель пресс-службы ОАО «ВостокСибпромтранс», лауреат краевого конкурса журналистских 2004 года.
  • Каледа Геннадий Владимирович – редактор газеты «Вестник земли сибирской», редактор сайта Kaleda.ru

Среди участников конкурса: Ольга Нигматулина – звукорежиссер ГТРК «Красноярск», ставшая обладательницей Гран-при; дипломанты: Владимир Качимов – ведущий теленовостей ГТРК «Красноярск»; Дмитрий Мелешин – начальник транспортного цеха ГТРК «Красноярск»; Денис Жемчугов – телеоператор ГТРК «Красноярск», трио газеты «Енисейская правда» (Оксана Власова – корреспондент, Марина Журавлева – ответственный секретарь, Юрий Донгаузер – фотокор-фрилансер).

Надо сказать особо, что трио из Енисейска предстало в ипостаси творческого трансформера. Зал услышал его исполнителей и как трио, и как солистов, и как дуэт. И каждый выход певцов на сцену завершался, как бы сказали раньше, бурными аплодисментами, иногда переходящими в овацию. Результат – в Енисейск поехало сразу несколько дипломов. И по праву!

Организаторы конкурса позаботились и о том, чтобы слушатели не скучали, пока арбитры после конкурсного концерта подводили итоги, и подарили залу еще один концерт, участники которого тоже не остались без дружеских призов. Прекрасно выступили: Дмитрий Власенко – звонарь храма архангела Михаила деревни Зыково, обладатель диплома первой степени IV краевого конкурса патриотической песни «Поёт Россия»; Иван Пантелеев – представитель журналистской и литературной династии Пантелеевых, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов молодых композиторов; сорвали аплодисменты Андрей Домахин и Сергей Вишняков – студенты Красноярской государственной академии музыки и театра. Концертную точку поставил премьерной песней композитор-исполнитель Александр Кузнецов.

А потом началось вручение наград лауреатам и дипломантам. В финале ведущая вечера Мария Семёнова – корреспондент программы «Вести. Красноярск» поблагодарила всех за участие в замечательном мероприятии и пригласила на дружескую блиц-трапезу. Было здорово!

О том, как проходил конкурс, можно также прочесть на сайте Геннадия Каледы  icon-share  kaleda.ru

Фото автора:

 

Читать далее

Фотовыставка «Енисей.РФ-2013»

Фотовыставка участников пресс-тура «Енисей. РФ» экспонировалась на Межрегиональном форуме средств массовой информации «Енисей.РФ», который проходил с 12 по 14 сентября 2013 года в Красноярске, в здании библиотеки Сибирского федерального университета.

Пресс-тур проходил с 12 по 16 июня 2013 года по 32 городам и районам Красноярского края, в нём участвовало 230 журналистов, которые по результатам поездки выпустили в свет больше 600 публикаций в краевых, федеральных и зарубежных СМИ.

На снимках — герои сюжетов и публикаций, рабочие моменты пресс-тура:

 

Читать далее

Победители конкурса «Енисей.РФ-2013»

На торжественной церемонии закрытия медиафорума «Енисей.РФ» 13 сентября 2013 года объявлены итоги творческого журналистского конкурса.

В жюри конкурса вошли эксперты в области средств массовой информации федерального и краевого уровня: секретарь Союза журналистов РФ, редактор журнала «Журналистика и медиарынок»Владимир Касютин (г. Москва); руководитель информационно-аналитического центра, советник президента Национальной ассоциации телевещателей Владимир Лившиц (г. Москва); шеф-редактор сайта «Новая газета в Санкт-Петербурге» Ольга Гнездилова (г. Санкт-Петербург); академик Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой Интернета и радиожурналистики, профессор Академии медиаиндустрии Кипрас Мажейка (г. Москва); депутат Законодательного Собрания Красноярского края, редактор Красноярской газеты Олег Пащенко (г. Красноярск). Председатель жюри – заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Клешко.

Победителям были вручены дипломы и ценные призы. В номинации «Выйти за рамки» победители получили сертификаты по 50 тыс. рублей на развитие проекта. В остальных номинациях вручены планшеты.

Организаторами медиаконкурса «Енисей.РФ» выступили Управление информационной политики губернатора Красноярского края, Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, а также Ассоциация телепроизводителей .и телевещателей «Енисей-ТВ» и Союз журналистов Красноярского края.

Конкурс проводится в четвертый раз с 2010 года, и является основным мероприятием медиафорума «Енисей.РФ».

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА:

Номинация «Выйти за рамки»

Категория: Печатные и интернет-издания

КГАУ «Редакция газеты «Рабочий», проект «Сосновоборск. Уют здесь. Остальное рядом» ( «Вязанный уют»), г. Сосновоборск

Категория: Телевидение и радио

Медиакомпания «Северный город», исторический интерактивный телепроект «Зеркало времени», г. Норильск

Номинация: Край, в котором хочется жить

Категория: Печатные и интернет-издания

Неведомская Ольга, газета «Причулымский вестник», материал: «Не по городу храм, а по храму будет город», г. Ачинск

Категория: Телевидение и радио

Веселова Оксана, краевой государственный канал «Енисей», программа «Сумасшедший Сидоров» из цикла «Край без окраин», г. Красноярск

Номинация: Созидатели

Категория: Печатные и интернет – издания

Группа: А

Крускина Татьяна, газета «Канские ведомости», материал «Ему всегда чего-то не хватает», г. Канск.

Группа: Б

КГАУ «Редакция газеты «Знамя труда», материал «Орхидея», с. Каратузское, Красноярский край,

Категория: Телевидение и радио

Группа: А

Пухов Антон, КГБУ «КЦМП «Лидер», проект «Молодежный форум» фильм «Дельфийский урок», г. Красноярск

Группа: Б

Родченкова Екатерина, телекомпания «Спектр-Богучаны», фильм о почетном жителе Геннадии Рукосуеве, п. Богучаны, Красноярский край

Номинация: Образ будущего

Категория: Печатные и интернет – издания

Группа: А

Интернет-газета Newslab.ru, цикл публикаций, г. Красноярск

Группа: Б

Паранина Ольга, газета «Грани», с. Новоселово Красноярский край, материал «Чтобы учеба не была рутиной»

Категория: Телевидение и радио

Группа: А

Телевидение Сибирского федерального университета, фильм «ГОЭЛРО. Перезагрузка»,

г. Красноярск

Группа: Б

Местный телевизионный канал «Новоселово», сюжет «Сыночек и три лапочки дочки», п. Новоселово Красноярский край

Номинация: Здоровое общество

Категория: Печатные и интернет – издания

Группа: А

Соседова Маргарита, газета «Город и горожане», материал «Нелегкая атлетика Марты Прокофьевой», г.Железногорск

Группа: Б

Керимова Елена, газета «Новое время», материал «Районная больница», п. Большая Мурта, Красноярский край

Категория: Телевидение и радио

Группа А

КГБУ «КЦМП «Лидер», Молодежная программа о спорте «Плей Офф», г. Красноярск

Группа Б

Арепьева Александра, Телеканал «Пирамида-ТВ», сюжет «Первые легальные гонки в Назарове», г. Назарово

Номинация «Лучшая вёрстка и дизайн газеты»

Корпоративная газета «Вестник Горно-химического комбината» , г. Железногорск

Номинация: Лучший оператор

Егоров Алексей, Краевой государственный канал «Енисей»,. Сюжет «Ксилография», г. Красноярск

Номинация: Лучший корреспондент телевидения

Слободчиков Дмитрий, Телекомпания «АИСТ», телепроект «Вокруг Байкала», г. Иркутск

Номинация: Лучший корреспондент газеты или интернет-издания

Вавиленко Ольга, газета «Сельская жизнь», материал «Зажгите поминальную свечу солдату», с. Сухобузимское, Красноярский край.

Номинация: Лучший сайт традиционного СМИ

Сайт КГАУ «Редакция газеты «Огни Енисея», г. Дивногорск

Номинация Лучший фотокорреспондент

Наймушин Илья, международное агентство новостей Рейтер (REUTERS), фоторепортажи «Сибирское лето» и «Енисей — река жизни»

Спецноминация от компании РУСАЛ

Человек труда

Категория: Телевидение и радио

Самусенко Виктор, телеканал «Афонтово-новости», проект «Завод сегодня», программа «Деловые новости», г. Красноярск

Категория: Печатные и интернет – издания

Романова Наталья, газета «Советское Приангарье», материал «Незаменимый крановщик», г. Кодинск

 

Читать далее

Впечатления от прочтения

Мне довелось участвовать в работе отборочной комиссии конкурса медиафорума «Енисей.РФ-2013».

Номинации: «Лучшая вёрстка и дизайн газеты», «Лучший фотокорреспондент», «Лучший корреспондент газеты и интернет-издания», «Образ будущего». Хотел бы поделиться впечатлениями от прочитанного и увиденного, обращаясь прежде всего к тем, кто принял участие в конкурсе.

Вначале несколько слов о культуре представления работ. Судя по тому, что довелось держать в руках, не все позаботились о выполнении конкурсных требований. Думаю, половина заявок могли быть сняты с конкурса только по формальным причинам. Кто-то не представил печатных образцов, кто-то не выслал публикации в формате PDF, кто-то пренебрёг кратким описанием работ. Многие заявки были заполнены так хаотично и неполно, словно перед конкурсантом лежал не бланк установленной формы, а чистый лист. Был прецедент, когда на листке заявки значилась только фамилия редактора издания, а ФИО самого автора как-то забыли вписать…

Хорошо, что организаторы конкурса отнеслись к этому вполне либерально. И, хочется надеяться, ни одна заявка не осталась без внимания отборочной комиссии.

А теперь перейдём непосредственно к номинациям, с работами которых мне довелось познакомиться.

Лучшая вёрстка и дизайн газеты

В номинацию было принято 14 заявок, в том числе 8 от районных (городских) газет Красноярского края. Почему ни одна из них не попала в число номинантов (претендентов на победу)? Почему провинциальные газеты не смогли составить конкуренцию изданиям мегаполиса – «Нашему Красноярскому краю» и «Городским новостям»?

Что касается последних, там всё ясно: абсолютное соответствие критериям оценки, заложенным в положение о конкурсе. Всё у них в наличии, всё обкатано до мелочей. Концепция издания налицо. Строго выдерживается композиционно-графическая модель. Безукоризненно соблюдаются стили рубрик, заголовков, шрифтов. Грамотно подобраны и обработаны иллюстрации. И так далее.

А чего не хватило районкам? Ведь, бесспорно, ряд газет вполне могли бы претендовать на более высокую оценку, если бы не некоторые «но». Главная беда, общая для всех, – слабая работа с иллюстрациями. Кроме того, у каждой газеты свою нюансы. Вот некоторые пометки, оставленные мною на полях реестра заявок.

icon-check  «Сибирский хлебороб»: «Хорошая вёрстка, хороший дизайн. Но – слабая проработка фото на первой полосе; на внутренних полосах преобладают горизонтальные снимки мелкого плана, на две колонки».

icon-check  «Канские ведомости»: «Хорошая композиционно-графическая модель. Но – слабая обработка фото; подписи к иллюстрациям размещены на самих фото и трудночитаемы; проблемы работы с цветом и полиграфическим исполнением».

icon-check  «Сельская новь»: «В заявке представлено только две полосы, что для анализа маловато, так как они не дают представления о наличии и соблюдении концепции издания».

icon-check  «Огни Енисея»: «Модель газеты имеется, используется инфографика. Но – избыток анонсов и графических элементов, тяжёлые шрифты заголовков, в целом тяжёлая графика; трудночитаем и нелогично оформлен афоризм в шапке на первой; проблемы с полиграфией».

icon-check  «Советское Приангарье»: «Модель есть. Но – сбой в навигации (перепутаны страницы в анонсе); требуется более чёткая проработка фото».

icon-check  «Причулымский вестник»: «Модель есть. Но – навигационная путаница на первой: не определён стиль подачи главного фото и главного материала (фото используется то как иллюстрация к главному материалу, то как анонс, при этом данный фотоанонс не регулярно сопровождается рубрикой, заголовком); не определено место для официальных поздравлений: они публикуются на месте анонсов как поверх логотипа издания, так и под ним; требуется более качественная обработка фото».

icon-check  «Рабочий»: «Композиционно-графическая модель есть. Но – фоновые подложки перенасыщены, колонтитулы трудночитаемы; требуется работа с фото – мутные».

icon-check  «Знамя труда» (тут сразу много «но»): «Не выдерживается макет первой и второй полос; разнобой в кеглях шрифта главного заголовка на первой; не выдерживается интерлиньяж; требуется доработка фото; проблемы полиграфии».

Все эти замечания – результат только поверхностного взгляда. При более глубоком анализе недочётов выявляется больше.

Лучший фотокорреспондент

Принято 9 заявок, в том числе от авторов районных газет – 3.

Здесь, как и в предыдущей номинации, налицо изначальное неравенство – по уровню профессионализма, доступности объектов съёмки, фототехнике. Фотокоров, по профессиональной принадлежности, в районках почти не осталось. Всяк, кто идёт на сбор материала, берёт с собой фотоаппарат, нередко «мыльницу», отсюда и качество того, что мы видим на газетных страницах. Понятно, что районным газетчикам составить конкуренцию мастерам, обладающим супероптикой и работающим на краевом и международном уровне, очень сложно.

Тем приятнее высокое мастерство, проявившееся в фоторепортажах большемуртинской газеты «Новое время». Их автор – Елена Чапало. В её снимках столько жизни и естества! Здесь и разнообразие ракурсов, планов. И весь спектр фиксируемых событий. И выразительность, динамичность, эмоциональность в каждом кадре. А попутно – респект труженикам редакции, которые умело верстают, обрабатывают и подают читателю всё это изящество.

Что и говорить, конкуренты у Елены Владимировны серьёзные. Один из них – представитель международного информационного агентства; другой – фотокор краевой газеты. Мог бы на месте Елены Владимировны в «тройке» номинантов оказаться ещё один красноярский фоторепортёр, представляющий интернет-издание. Но его подвело пренебрежительное отношение к подаче заявки: сбросил на диск архив съёмок – разбирайтесь, мол, сами, что там у меня лучшее. Тогда как другие предварительно выбрали свои работы для участия в конкурсе.

Образ будущего

Вначале скажу об этой номинации, а уж затем о «Лучшем корреспонденте» («сладкое», известно, приберегают на десерт). Итак, в номинации представлено не менее 35 заявок, в том числе 25 от районных газет Красноярского края. Причем некоторые редакции районок прислали заявки нескольких авторов. Увы, найти изюминку среди них (имею в виду работы всех участников) не удалось. В основной массе – обычные рядовые материалы, которыми газеты наполняются из номера в номер. Наибольшее количество публикаций оказались посвящены увлечениям школьников и студентов робототехникой. И, как ни странно, многие из текстов были похожи друг на друга почти как две капли воды.

Вот типичные заметки, сделанные мною на полях реестра заявок: «тема не раскрыта», «много аббревиатуры», «просто интервью о работе сельского ДК», «просто отчёт с совещания» (варианты – «с форума», «с фестиваля»). Ещё: «мало конкретики, много общих слов», «несоответствие номинации», «использована информация без ссылки на источник», «описательный характер материала», «слог не на высоте», «стили смешаны». И даже так: «Сухо! И скучно!» А некоторые работы интернет-изданий представляли собой текстовую расшифровку видеозаписи беседы, и этих строк, к сожалению, не коснулась рука редактора и корректора.

Читать далее

Жюри конкурса «Споемте, друзья — 2013»

Состав жюри:

1.Нелюбин Василий Владимирович – председатель Союза журналистов Красноярского края, директор ГТРК «Красноярск».

2.Кузнецов Александр Витальевич – композитор-исполнитель, председатель Союза композиторов-песенников.

3.Захаренко Галина Андреевна – директор фестиваля, секретарь Союза журналистов Красноярского края, кинорежиссер.

4.Тихомиров Олег Юрьевич – редактор сайта Союза журналистов, директор Уличного радио.

5.Вопаева Наталья Викторовна — преподаватель эстрадного пения Красноярского колледжа искусств.

6.Кольянова Светлана Алексеевна— заслуженная артистка России, обладатель премии «Золотая маска», солистка Красноярского музыкального театра.

7.Адамович Ольга Владимировна – руководитель пресс-службы ОАО «Восток Сибпромтранс», лауреат краевого конкурса журналистских 2004 года.

8.Каледа Геннадий Владимирович – редактор газеты «Вестник земли сибирской», сайта Kaleda.ru

9.Кравченко Светлана Петровна – автор – исполнитель, Лауреат Всероссийских и международных фестивалей бардовской песни.

 

Читать далее

Положение о конкурсе «Споемте, друзья — 2013»

ПОЛОЖЕНИЕ
V краевого конкурса исполнительского мастерства
среди журналистов и редакционных коллективов
«Споемте, друзья!»

Конкурс приурочен к 80-летию Красноярского края.

Учредители краевого конкурса — Региональная общественная организация «Союз журналистов Красноярского края», «Союз композиторов — песенников Красноярского края»

Руководство проведением конкурса осуществляет Дирекция фестиваля, возглавляемая исполнительным директором. Исполнительный директор назначается оргкомитетом конкурса.

Цели и задачи конкурса

Поддержка всесторонне талантливых журналистов, их популяризация, открытие новых творческих имен среди журналистов, режиссеров, операторов, дизайнеров, других творческих профессий, связанных с журналистикой. Укрепление творческих контактов между журналистами разных изданий и разных поколений. Популяризация произведений о Красноярском крае.

Условия участия

Конкурс проводится ежегодно. К участию в конкурсе приглашаются журналисты, журналистские коллективы Красноярского края, г. Красноярска, а также студенты, обучающиеся на факультете журналистики СФУ. Конкурс проводится в номинациях:

• эстрадная песня;

• народная песня;

• авторская (барды) песня.

Каждый участник в своей номинации должен исполнить произведение о Красноярском крае. Приветствуется исполнение собственных произведений.

Жюри по большинству голосов может учредить специальную номинацию.

Участник конкурса каждой номинации представляет не более 2-х песен. Конкурсные выступления проводятся с использованием фонограмм «минус» и инструментального аккомпанемента (инструментальный ансамбль, фортепиано, баян и т.д.), либо без музыкального сопровождения. Жюри не рассматривает исполнение голоса в записи.

По итогам будет создан коллектив из числа победителей, который в составе Большого концертного турне выступит на площадках города и края в рамках проведения торжеств, посвященных 80-летию Красноярского края.

Участие в конкурсе бесплатное.

Порядок проведения

Краевой конкурс «Споемте, друзья!» проводится в три этапа:

1 этап – регистрация заявок.

1 этап — конкурсное прослушивание и отбор победителей проводится без участия зрителей;

2 этап – гала-концерт и награждение победителей.

Победители будут награждены дипломами, ценными подарками и призами.

Для участия в первом этапе необходимо выслать заявку с пометкой «На конкурс «Споемте, друзья!» по адресу: 660049 г. Красноярск, пр. Мира, 3 Союз журналистов Красноярского края, либо вложенным отдельным файлом по электронной почте kraszhur@mail.ru

В заявке необходимо указать: номинацию, ФИО участника, его должность и наименование СМИ, контактные телефоны с кодом города, сотовые, населенный пункт с индексом.

Справки по телефонам: (391) 212 47 39, 212-43-56, 212-42-27, 8 905 973 0484.

 

Критерии оценки

• исполнительское мастерство;

• художественная ценность произведения;

• сценическая культура выступления.

• авторство.

Выступление конкурсантов оценивает жюри, в которое входят журналисты, представители культуры и искусства. Жюри оценивает выступления на закрытом совещании большинством голосов. Решение жюри оформляется протоколом и пересмотру не подлежит.

Награждение

По итогам конкурса решением Жюри определяются:

• Обладатель «Гран-при»

• Лауреаты конкурса — 1-е ,2-е и 3-е места в каждой номинации;

• Дипломанты конкурса 1-й, 2-й и 3-й степени в каждой номинации

По согласованию с оргкомитетом и жюри, общественные и коммерческие организации, юридические и физические лица имеют право присуждать собственные призы.

Порядок финансирования

Финансирование краевого конкурса «Споемте друзья!» — аренда помещения, аренда звукового оборудования, оплата специалистов, призы, транспорт, тиражирование дисков по итогам конкурса, расходы на фуршет, осуществляется за счет средств краевого социального гранта «Социальное партнерство во имя развития», учредителей, взносов и привлеченных средств.

Командировочные расходы участников оплачиваются направляющими организациями или самими участниками.

Срок подачи заявок до 9 октября 2013 года.

Дата и место проведения конкурса – 12 октября,

Культурно-исторический музейный Центр на Стрелке, пр.Мира,1

Конкурсное прослушивание с 11 часов.

Гала-концерт в 17 часов.

 

Читать далее

Увидеть Красноярскую ГЭС

Наверное, каждый, кто когда-нибудь видел Красноярскую ГЭС снаружи, мечтал побывать внутри второй по величине российской гидроэлектростанции.

Эту мечту лично мне помог осуществить пресс-тур «Енисей. РФ», и первой точкой, где остановились журналисты южного пула, стала именно эта жемчужина красноярской энергетики. Выйдя из нагретого солнцем автобуса и ощутив прохладу, идущую от воды, каждый из нас взялся за фотоаппараты — очень уж хотелось запечатлеть необыкновенную мощь и красоту. А через несколько минут к нам подошел Алексей Тесла, начальник одного из цехов станции и наш путеводитель.

Первое знакомство

Прежде, чем мы вошли в машинный зал, пришлось задержаться на несколько минут. Возле проходной, где каждый день встречает работников станции выгравированный во всю стену Ленин, наш гид начал свою экскурсию с истории строительства объекта.

— Строительство ГЭС началось в 1961 году, когда был уложен бетон в левобережный котлован, — рассказал Алексей, — в марте 1963 года, ровно полвека назад, был перекрыт Енисей и отсыпан котлован как раз на том самом месте, где мы с вами стоим. При закладке первого кубометра бетона в котловане побывал Юрий Гагарин и даже немного поработал лопатой вместе со строителями. Всего при строительстве тела плотины было уложено 6 миллионов кубометров бетона. Это был самый дорогостоящий проект плотино-гравитационного типа. Руководил строительством Андрей Ефимович Бочкин, который впоследствии участвовал в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС и других важных объектов. Ему удалось воплотить в реальность все требования, предъявляемые проектировщиками, чтобы создать надежнейшую станцию, выдерживающую все нагрузки и параметры, с учетом местных условий. Так, при строительстве применяли бетон, изготовленный из гидротехнического цемента Красноярского цементного завода, на сегодняшний день это самый лучший цемент в стране.

Проведя расчеты, специалисты установили, что примерный вес сооружения 15-16 миллионов тонн. Монолитная бетонная плотина сдерживает натиск огромной массы воды. Среднегодовая выработка ГЭС составляет порядка 17, 5 миллиардов кВтч, что удовлетворяет более 50% краевой потребности в электроэнергии. В российском электроэнергетическом производстве доля Красноярской ГЭС составляет 2,3%.Красноярская ГЭС является лидером по производству электроэнергии в крае, она обладает мощностью 6000 мВт (опережает ее по этому показателю только Саяно-Шушенская – 6400 мВт). Более того, по установленной мощности Красноярская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира.

Машинный зал

С однофамильцем великого Николы Теслы мы, наконец, оказались в машинном зале. Всегда считала, что в помещении, где находятся машины, все должно шуметь, грохотать и вращаться. На самом деле в сердце гидроэлектростанции оказалось тихо и светло. По всей территории в один ряд расположено 12 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 500 МВт, а вдоль стен установлены компьютеры и приборы, по которым операторы следят за работой станции. Что касается гидроагрегатов, начиная с 1995 года 11 из 12-ти заменили на новые. Нам повезло – мы увидели станционный агрегат №11 в момент реконструкции. Когда заглядываешь в шахту, дух захватывает. Алексей показывает нам одну из составляющих гидроагрегата.

— Это ротор – вращающаяся часть электрической машины, вес ротора 900 тонн, — поясняет он, — вращается ротор со скоростью 94 оборота в секунду. Чтобы его демонтировать из шахты и поставить после реконструкции на место, нужны два крана грузоподъемность каждого – 500 тонн. Мы устанавливаем специальную траверсу и двумя кранами (за штурвалами рычагов две обаятельных женщины) опускаем в шахту эту 900-тонную махину.

В сердце плотины

Несколько минут в машинном зале, и мы идем, минуя турбинный зал, к телу плотины. Проходя по техническим коридорам внутри плотины, еще раз убеждаешься, насколько основательно строилась Красноярская ГЭС. Внутри плотины – сухо. «На другой станции в туфлях и кроссовках вы в плотину не войдете», — улыбаясь, говорит Алексей. Он снова возвращается к истории строительства гидроэлектростанции:

— Эта стройка знаменита еще и тем, что здесь впервые в Советском Союзе не был применен труд заключенных, работали демобилизованные из Вооруженных сил, студенты стройотрядов. Ведущие вузы Москвы и Питера отправляли на строительство своих ребят. Для тех, кто желал учиться, был построен гидроэнергетический техникум, который готовил электриков, механиков, турбинистов, крановщиков, геодезистов. Многие оканчивали техникум, продолжали учебу в институтах. Точно так же сложился и мой путь, я начинал с гидроэнергетического техникума.

И вот мы, наконец, на открытой площадке возле плотины. Полвека назад плотина Красноярской ГЭС перекрыла могучую сибирскую реку. Ее высота 124 метра – фотоаппарат не захватывает! Длина плотины – 1065 метров.

Бетонное тело плотины сдерживает 73 кубических километра воды. Жаль, что нельзя подняться на гребень плотины и увидеть завораживающую красоту сибирской природы, слитую воедино с красотой творения рук человеческих. Думаю, что судьба еще подарит мне такую возможность. А мы, возвращаясь назад, не могли не полюбоваться диарамой Красноярской ГЭС, на которой есть и Красноярские Столбы, и гидроэлектростанция, и славный город Дивногорск, возведенный для строителей и работников ГЭС.

Судоподъемник

Именно Красноярская ГЭС имеет единственный в нашей стране судоподъемник-сооружение, способное перевозить суда с нижнего бьефа в верхний и обратно. О нем Алексей Тесла поведал нам в конце экскурсии, когда мы возвращались к проходной Красноярской ГЭС:

— Наш судоподъемник – крупнейший в мире, максимальные параметры судна, которое он поднимает на борт: длина 90 метров, ширина 20 метров. Такое судно с грузом до полутора тысяч тонн может быть «переброшено» из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно. Строили судоподъемник с целью открыть сквозное судоходство, но с перестройкой эта мечта полностью не осуществилась. Тем не менее, он «перебросил» через нашу плотину суда с оборудованием при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, а при реконструкции после аварии – десять рабочих колес гидротурбин. Он работоспособен, есть заказы, и он выполняет свое назначение.

Судоподъемник – уникальное по масштабам сооружение, представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 метров. Это самый широкий рельсовый путь в мире. Камера судоподъемника скатывается по нему в нижний бьеф, погружается в воду и принимает судно. После этого подъемник взбирается на гребень плотины, и там, в самой верхней точке, разворачивается на 140 градусов на поворотном круге, чтобы, спустившись затем к уровню верхнего бьефа, «выпустить» судно в водохранилище.

Путешествуя по Красноярской ГЭС, мы не переставали удивляться возможностям человеческой мысли. Когда-нибудь я снова вернусь сюда, чтобы увидеть, как идет водосброс, или посмотреть, как поднимает свой необычный груз судоподъемник, или взобраться на гребень плотины и слушать, как шумит внизу могучий Енисей.

Иллюстрации — на следующей странице >

Читать далее

Великие люди великого края

12 июня в Красноярске стартовал большой проект, приуроченный к 80-летию Красноярского края — пресс-тур «Енисей.РФ 2013»

В путешествие по разным уголкам нашего огромного края отправились более 250 журналистов из разных регионов России, а также из Германии, Украины и Польши. Участников тура разделили по пяти направлениям.

Автобусным маршрутом журналисты двинулись на юг (Красноярск-Шушенское), теплоходом — по реке до Енисейска, самолётом — в Нижнее Приангарье и Норильск, и железнодорожным составом — по кольцу «Красноярск — Канск — Ужур — Шарыпово — Красноярск». Как раз в состав последнего, самого многочисленного направления вошли журналисты и из нашей газеты.

Около 80 человек в течение пяти дней колесили по направлениям «восток-запад» с остановками в крупных городах края и дальнейшими перемещениями вглубь по районам, с посещением значимых и примечательных мест на каждой территории. Охватить необъятное невозможно. Поэтому уже на местах большую группу участников тура делили на маленькие, у каждой из которых была своя индивидуальная программа. Надо отметить, что, несмотря на масштабность мероприятия, организация его была на достаточно хорошем уровне: повсеместно чувствовалась основательная подготовка, продуманность до мелочей и желание сделать путешествие максимально комфортным и полезным. В итоге все участники по возвращении в город Красноярск сошлись в едином мнении, что пресс-тур удался. Удался он ещё и потому, что выполнена главная его задача – рассказы о жизни одного из крупнейших регионов нашей страны представители СМИ разнесут по всему миру. Помимо этого, созданный уникальный банк видео-контента и печатных материалов в дальнейшем будет использован для интернет-энциклопедии Красноярского края. Войдут в неё и материалы, собранные нами…

День первый. Канск – Канский район – Иланский район

Первыми специализированный железнодорожный состав с журналистами на «борту» принимал город Канск. Приветствовали гостей первые лица города и района. Надо отметить, что на этой территории правят всем женщины. Хлебом и солью делегацию встречали: глава Канска Надежда Качан, глава Канского района Людмила Красношапко, глава Иланского района Ольга Альхименко и, конечно, местные жители. Группа, в которую вошли наши журналисты, сначала направилась в Канский район.

– Я очень люблю свой район, – говорит Людмила Красношапко, глава канского района.

– Люблю тех людей, которые здесь живут, с которыми связана вся моя судьба. Люблю заниматься своим делом. Здесь мы познакомились с моим мужем и учились в одном классе. Вот уже тридцать восемь лет мы живём вместе, и я даже о переезде никогда не думала. Здесь корни мои!

Село многодетных родителей

Канский район славен многодетными семьями – в 490 семьях воспитывается 1704 ребёнка. Только в небольшом посёлке Чечеул, который мы смогли посетить в рамках пресс-тура, семей, где воспитывается более трёх детей, 29. Как говорят сами мамы: «Здесь женщины просто не боятся рожать».

Но и это ещё не всё. Там не только не боятся рожать – там не боятся и усыновлять детей.

– Вот у меня, например, десять человек, – говорит Любовь Горюхина, жительница села. — Трое биологических, а семеро приёмных. Мне даже больно думать, что где-то есть ребёнок без заботы и без ласки. Когда наши ребята повзрослели и разъехались, я подошла к мужу и говорю: «Ну, давай девочку возьмём? Дети-то наши все разбежались». А он мне: «Ты чего такая эгоистка-то: тебе – девочку, значит, и мне – мальчика». Вот так у нас и пошло. Я думала, хорошо были бы брат с сестрой, так и получилось. В итоге пошли их забирать, а там как раз девочку кто-то вернул. Ну, разве ж так можно… Ребёнка и так жизнь побила, а тут ещё и такое! В общем, взяли мы ещё и её, а у неё оказался братик. Ну, нельзя же родных детей разделять. Вот как-то так всё и происходило. А потом мы ещё детей взяли.
Надо отметить, что чечеульские многодетные мамы и папы помимо того, что они добросовестно выполняют свои родительские обязанности (а это можно было легко понять, познакомившись поближе с детьми), они ещё и успевают участвовать в общественной жизни села. Все они участники проекта «Открытые сердца». Те люди, которые хотят взять ребёнка из детского дома, могут пройти «стажировку» в семье, у которой уже есть подобный опыт, и получить практическую помощь в подготовке к этому серьёзному шагу. В многодетных приёмных семьях села Чечеул подобную стажировку прошли уже несколько родителей.

Знаменитые чечеульские гармонисты

В Канском районе развита культурная жизнь. В селе Чечеул очень гордятся своей школой искусств. Их исполнителей и гармонистов знают не только в крае, но и далеко за его пределами. В копилке их наград – победы на престижных международных и региональных конкурсах, участие в знаменитой передаче «Играй, гармонь».

– У нас в ансамбле гармонистов 12 человек, – рассказывает Иван Косых, директор школы искусств, заслуженный работник культуры. – Это дети разных возрастов с первого по седьмой класс. Состав постоянно меняется: одни уходят, на смену им приходят другие. Но везде нас встречают с большим удовольствием, ведь это народная музыка, красота мелодии – русское звучание.

В сёлах большая редкость – развитие сразу нескольких творческих направлений в одном месте. А в Чечеульской школе искусств открыто 5 отделений: музыкальное, хореографическое, фольклорное, декоративно-прикладное и отделение изобразительного искусства. Культурному воспитанию подрастающего поколения здесь придают огромное значение. Говорят, что иначе у села нет будущего.

Сельхозтехника

Следующая наша остановка уже в самом городе Канске – это предприятие ООО «АгроСельхозтехника». Его генеральный директор Валентин Григорьев не без гордости рассказывает, что именно его предприятие, являясь официальным дилером многих машиностроительных предприятий, снабжает сельскохозяйственников края качественной техникой, что особенно актуально после прекращения производственной деятельности Красноярского комбайнового завода. Прямые поставки комплектующих без посредников идут с крупнейших заводов Белоруссии, Украины и России. По словам руководства, производимая техника пользуется хорошим спросом у фермеров и сельхозпроизводителей благодаря удачному соотношению цены и качества.

Здесь, на месте, много говорили о государственной поддержке со стороны краевых властей. Благодарили губернатора за особое внимание к сельскому хозяйству. К примеру, по одной из программ те, кто приобретает технику в родном регионе, получают субсидию в размере до 50%.

Поделился генеральный директор и планами на ближайшее время.

– В скором времени откроется новый производственный объект, – рассказывает Валентин Григорьев. – Люди уже прошли обучение, и осталось только довести до логического завершения обустройство помещений.

У предприятия также есть своя гостиница, где на льготных условиях могут размещаться водители-экспедиторы, механизаторы, которые проходят курсы повышения квалификации работников агропромышленного комплекса. Учебный центр оснащён всем необходимым, вплоть до компьютеризированного класса, где можно виртуально разобрать машину на узлы и агрегаты. Причём все затраты по содержанию, питанию и обучению предприятие ООО «АгроСельхозтехника» берёт на себя.

Иллюстрации — на следующей странице >

Читать далее

Вестник города

Представляем восьмой номер нового красноярского издания — газеты «Вестник города», выходящей с 2013 года.

Полосы газеты:

 

Читать далее

Есть ли жизнь на севере края?

Газета «МК в Красноярске» публикует материал Натальи Тихомировой о поездке в составе журналистского пула в Енисейск.

В Красноярске завершился уникальный проект: журналисты, фотографы, телеоператоры совершили «кругосветное путешествие» по краю. Пресс-тур «Енисей. РФ 2013» объединил около трех сотен журналистов из 123 средств массовой информации. Творческий десант, профессиональная экспедиция – можно называть проект как угодно, но для региона эта акция оказалась на редкость хорошо слаженной и содержательной. За пять дней пишущая и снимающая братия объездила, кажется, самые удаленные уголки на карте края. Некоторые отправились на юг – в Шушенское и Ергаки. Часть совершила железнодорожное турне через Канск, Ачинск и Шарыпово. Избранные добрались до Норильска, Богучан и Нижнего Приангарья. А представители «МК» в составе самой многочисленной делегации – так называемого «северного пула» — сходили на теплоходе «Михаил Лермонтов» до Енисейска и обратно.

Главный вопрос, который занимал лично меня, – есть ли жизненные силы в «медвежьих уголках»? Как справляются с тяготами бытия селяне, тем более там, где лето зыбко короткое, тайга суровая, а до Москвы не долететь – не добежать, зимой температурные столбики подчас опускаются до -50? Почему местные жители не сбегают от трудностей в более благоприятные, хотя бы с климатической и географической точек зрения, территории? Может, и не житие у них, а сплошное выживание?

icon-star

Первым остановочным пунктом для моей группы стала деревня Кириково Пировского района. На крыльце здания встречает вполне европейского вида, уверенный в себе и окружающем мире мужчина. Хозяин и директор многопрофильного ООО «Победа» Сергей Михайлов занимается животноводством, растениеводством, лесозаготовкой. Коллектив – около 200 человек. Предприятие для района – титульное, считается лучшим сельхозпроизводителем. Кроме лесопильни (выпускает доску и брус) в «Победе» есть и животноводческий комплекс (коровы, свиньи). На полях выращивается пшеница, рожь, ячмень, овес. Сергей Николаевич объясняет, что стремится к закольцованному, безотходному типу производства полного цикла. Ничего не пропадает даром. Недавно в структуре ООО появилась пекарня. Ежедневно румяные буханки из собственной муки отправляются по магазинчикам всего района.

На мою попытку назвать его предприятие «деревнеобразующим» Сергей Михайлов категорично возражает: мы, говорит, градообразующее предприятие построили:

— Я стремлюсь, чтобы жизнь на селе была такой же комфортной и привлекательной, как в городе. Только лучше! У нас такие красоты, воздух, свобода! Много новых идей. Я, например, еще несколько лет назад видел зияющие окна в деревенских домах. Люди уезжали отсюда. Сейчас хотел арендовать дом для новых сотрудников – нет свободных зданий!

ООО появилось на базе некогда процветающего колхоза «Победа». Сергей Николаевич говорит, что раньше, в советское время, на местной школе была вывеска «Базовое предприятие Кириковской средней школы – колхоз «Победа». В годы перестройки колхоз приказал долго жить. Сейчас его поднимают – с учётом изменений в экономике и структуре сбыта.

— Классная тема! Ученики сразу знали, что будут после выпуска иметь трудовые востребованные специальности, гарантированное место работы. Хочу возродить эту традицию…

Кроме интересов бизнеса Михайлов озабочен развитием сельской инфраструктуры. Надеется на край и собственную предпринимательскую энергию: «Два года назад району давали деньги на дороги, но потом появились надобности в других районах края. Но многое удалось: отремонтировали детский сад, часть наших денег, часть – из бюджета». Ребятишек в садике — 22. Добротные окна, крошечные раковины и унитазы, высокие потолки. На стенах детские поделки. В соседнем помещении обустроен зал для борьбы, ходят и взрослые, и дети, есть опытный тренер по дзюдо Альберт Сайфутдинов. Михайлов, как на экскурсии, широко распахивает двери в смежные комнаты: в одной хорошо обустроенный тренажерный зал, рядом – душевая. Сергей Николаевич явно гордится: не садовая лейка на веревочку, как часто представляют горожане быт селян, а современная душевая кабина, кафель, чистота. Полностью в садике и зале борьбы заменена отопительная система, так что, несмотря на просторы и зимние морозы, здесь тепло круглый год.

— Мы работаем в зоне рискованного земледелия. Моя задача – обеспечить людям из нашей деревни и доброго десятка соседних населённых пунктов круглогодичную занятость, работу. Поэтому летом – это зерно, скот, зимой – лес. Зарплата у некоторых сотрудников на вполне европейском уровне. Есть один технарь, специалист по финским станкам, так он приезжает к нам на работу вахтовым методом – из Калининграда!

Тема появления новых жителей из других регионов актуальна. К моему удивлению, жители северных территорий все меньше стремятся уезжать из родных сел. К ним ежегодно присоединяются выходцы из бывших союзных республик. Михайлов говорил мне о новых работниках из Таджикистана, Киргизии, Казахстана, которые переехали в Кириково. Необходимость привлечения на рабочие места соотечественников, проживающих за рубежом, вызвана несоответствием спроса и предложения рабочей силы на районном рынке труда. Нужны специалисты высокой квалификации. В следующем пункте экспедиции по Пировскому району — районной больнице – эту тенденцию подтвердили.

icon-star

Главврач ЦРБ Геннадий Хавень с видимым удовольствием приглашает на встречу с журналистами свою сотрудницу – врача-гинеколога Зухру Юнусову. Первое впечатление – чрезвычайно добрая женщина, улыбчивая, ухоженная. Четыре года назад перебралась из Киргизии (город Каракол) на север Красноярья. По национальности – дунганка. Эта народность, как считается, проживает на границе среднеазиатских республик с Китаем. Первые переселенцы появились в России в конце XIX века. Зухра попала в край много лет назад, когда работала проводником поезда в студенческом стройотряде.

— Сильно понравилось, — говорит доктор. – Особенно люди. Добрые, открытые. Когда начались экономические трудности в республике, решила переехать в этот регион, который зацепил своим размахом. Тем более что переезд финансово обеспечивался Россией. Получила гражданство. Местные власти в Пировском выделили дом и огород. Муж занимается предпринимательством. Вот строит летнее кафе, будет готовить национальные блюда.

Перебрались всей семьей. Дети учатся в вузах Красноярска, мать надеется, что после учебы приедут жить и работать в Пировское. Геннадий Николаевич доволен: говорит, что такая замечательная сотрудница к ним в больницу приехала, за ней – и ее однокурсница пожаловала. Дефицит врачей в ЦРБ – 35 процентов. Ломает голову, где взять анестезиолога. Зуфра тут же сообщает – есть у нее на примете такой, понятно, из Киргизии. Хавень искренне радуется: из края никто не едет, может, за счет квалифицированных спецов из зарубежья удастся укомплектовать штат?

Спрашиваю, как приняли соседи переселенку, да еще неведомой в этих край национальности? Может, обижали, дескать, понаехали тут? Зуфра смеется: помогали, говорит, и рассадой, и семенным картофелем. И родиной давно ощущает не Киргизию, куда каждое лето ездит покупаться в Иссык-Куле, а Красноярский край. Хотя и фрукты не растут, зато мир, покой, достаток.

icon-star

Национальных противоречий я не обнаружила и в культовых местах. Первый раз в жизни зашла в мечеть. В Пировском районе их пять. На пороге встречает имам – Зуфар Низамутдинов, он же местный предприниматель, директор ООО «Хлебокомбинат». Вторая «специальность» дает материальные возможности: мечеть отстроена на его личные сбережения, землю выделили власти района. Поднимаюсь на балкончик – место для женщин, мужчины чинно беседуют внизу. Все в коврах, чистота невероятная, сравнимая со стерильностью в кабинетах ЦРБ. (Правда, там не ковры, а новый, безупречный ремонт.) Страшно робею, боясь нарушить исламские каноны. Но ничего, около десятка прихожанок смотрят приветливо, не выгоняют за неприличные по здешним меркам брюки и выбивающиеся из-под капюшона куртки пряди волос. Поднимается к нам и имам. Вопросов много — и о возможности для мусульманина привести в дом вторую жену, и о том, не чувствует ли себя женщина в исламе человеком второго сорта? Все улыбаются. Жен вторых и последующих ни у кого в селе так и не появилось, несмотря на глубокие традиции этой религии в районе. А что до внешнего вида, так, уверяет меня имам, женщина выглядит гораздо красивее, привлекательнее, когда ее тело и волосы убраны под одежду. Согласно канонам, жена может не работать, обязанность мужа – содержать семью, спиртное пить нельзя. О каком второсортье речь?

Читать далее

На Енисее

О, сколь пленительно весеннею порой
(Когда денницы ночь погаснет за горой
И месяц от холмов восстанет, пламенея),
Мечтать на берегах картинных Енисея!
Иван Петров, 1828 г.

Восприятие природы по берегам могучей реки автором этих лирических строк, написанных в позапрошлом веке, и впечатления моих современников совпадают — живописные берега, золотая волна Енисея, рыба осетровых пород, древние дома старинного Енисейска, его храмы и монастыри, — впечатляет все. Поэтому пресс-тур для 70 журналистов на теплоходе «Михаил Лермонтов» от Красноярска до Енисейска прошел под знаком положительных эмоций и добрых знакомств с людьми, населяющими северные районы — Пировский, Казачинский и Енисейский. Коллеги неутомимо фиксировали все и всех, потому что такая возможность выпадает редко, к тому же экскурсии на местах администрациями районов были организованы блестяще.

Показывали не только достижения, обсуждали извечные проблемы поселков и деревень, — нехватка кадров на селе, другие.

В разные годы мне приходилось путешествовать и снимать на Енисее, и всегда было больно наблюдать, как волны несли всевозможный мусор в Северный Ледовитый океан. Сейчас поразила чистота реки. Выяснилось, что все судовладельцы подписывают соответствующие документы, и отходы жизнедеятельности по окончании рейса сдают на утилизацию, а нефтесодержащие воды откачивают на очистной станции в Подтесово. Наблюдали и отдельные признаки разгильдяйства рыбаков — это брошенные костры и, соответственно, горящий лес по берегам в малодоступных местах.

Но, в целом, после всего увиденного, напрашивается один вопрос – почему не развивается туризм на Енисее, ведь сама роскошная природа создала для этого условия?

Красноярск-Енисейск-Красноярск. 12 – 17 июня 2013 года. Фото Галины Захаренко:

Читать далее

И один в поле воин!

22 июня, 72 года назад, ранним воскресным утром наша страна вступила в самое страшное сражение, длившееся 1418 дней и ночей.

Одной из самых трагических страниц Великой Отечественной стал подвиг защитников Брестской крепости, которые первыми приняли на себя атаку гитлеровских войск и первыми показали фашистам, что Советский Союз – это не Европа, убедившая фюрера своим безволием в том, что он якобы рожден владычествовать всем миром.

Я бывала в этой крепости во времена СССР не раз. И всегда сердце начинало биться под 120 ударов в минуту…

Не секрет, командование гитлеровских войск планировало уже 22 июня полностью овладеть Брестской крепостью, тем более что ее гарнизон оказался отрезанным от основных частей Красной Армии. Но планы захватчиков рухнули в тот же день. Подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, 17-го пограничного отряда и 132-го отдельного батальона войск НКВД – всего-навсего 3500 человек! – сдерживали натиск врага в буквальном смысле до последней капли крови.

Большинство защитников крепости погибли. Когда 28 июля 1944 года Брестскую крепость освободили советские войска, на искореженных кирпичах одного из казематов была найдена надпись ее последнего защитника: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», выцарапанная 20 июля 1941 года – почти месяц спустя после вторжения фашистов. Я видела эту надпись, и всякий раз пыталась представить себе того, кто спешил сообщить нам о своей смерти… Мне почему-то представлялся 19-летний лейтенантик и становилось очень горько, что он убит и забыт… 22 июня – день памяти и скорби. Вспомним ли мы о тех, кто защищал эту крепость? Да и вообще хранит ли ваша память фамилию хотя бы одного из ее защитников? Вот то-то и оно! Бремя памяти для многих из нас непосильно. Зато бремя беспамятства несем легко.

…Журналистов частенько ругают. Но если бы не гражданский подвиг журналиста Сергея Сергеевича Смирнова, благодарное отечество, могло бы благополучно похоронить героев Брестской крепости под слоем беспамятства вперемешку с позором. Подвиг С. Смирнова – реабилитация защитников Брестской крепости. Он сражался за них и победил.

Сергей Сергеевич вспоминал: «Наши враги с изумлением отзывались об исключительном мужестве, стойкости и упорстве защитников этой твердыни. А мы предали все это забвению… В Москве, в Музее Вооруженных Сил об обороне Брестской крепости ни стенда, ни фотографии, ничего. Музейные работники пожимали плечами: «У нас музей истории подвигов… Какой мог быть героизм на западной границе? Немец беспрепятственно перешел границу и под зеленым светофором дошел до Москвы. Вы разве это не знаете?».

…До 1957 года советская пресса и словом не обмолвилась о героизме защитников Брестской крепости, ставшей позднее в истории войны, символом Сопротивления. А заговорила о них в полный голос только благодаря всего одному человеку – С.С. Смирнову. Он практически в одиночку встал на защиту защитников Брестской крепости. И ведь отстоял их! А говорят, один в поле не воин. Он разыскал многих. И рассказал о них всей стране. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости; собранные им материалы – более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости, сотни фотографий и много чего еще – он передал музею. Титаническая работа Смирнова завершилась реабилитацией А. Филя, освобождением П. Клыпы, снятием всех подозрений с майоров П. Гаврилова. С. Матевосяна и других оставшихся в живых защитников Брестской крепости. Исключенные из партии были восстановлены, им, слава богу, дали нормальную работу. Журналист смыл с них позорное пятно, которое они вынуждены были носить по милости «родной партии». Помним ли мы о нем, коллеги?

Получается, это была вторая защита Брестской крепости. Её вел журналист Смирнов. И он тоже не сдался – победил. Это ли не пример, как нужно сражаться за добрую память тех, кому мы обязаны, по сути, всем. Сражаться против беспамятства, цинизма и лицемерия, защищая свои высотки и Брестские крепости. На равнодушие мы просто не имеем права. Многие наши «друзья» хотят, чтобы свет памяти померк в наших душах. Не знаю, как у вас, коллеги, но в моей душе этот свет будет гореть, пока я живу. Впрочем, он будет гореть вечно: ведь душа бессмертна, верите вы в это или нет.

 

Читать далее