«Такие девушки, как звезды»
12 апреля – День космонавтики
Женя Грачева определилась с будущей профессией в девять лет. Анна Добросмыслова – в пять! В это трудно поверить, но Женя, сколько себя помнит, мечтала о дальнем космосе, спутниках и ракетах. Анна – о медицине и высоких технологиях. Первая стала инженером по адаптации космических аппаратов к средствам выведения (СВ – это и есть ракеты). Вторая – нейропсихологом (в центре изучения боли ФМБА). Вот такие они: повзрослевшие дети индиго.
Так получилось, что в Красноярске пути Жени и Анны не пересеклись ни разу. Познакомились выпускницы красноярских университетов (аэрокосмического и медицинского) в Звездном городке, куда обе прилетели попытать удачу, и стать кандидатами в российский отряд космонавтов. Уникальный шанс им предоставила программа «Космическая одиссея», которая занимается отбором талантливой молодежи для участия в проектах Роскосмоса.
– Я ждала своего куратора, когда увидела рядом симпатичную девушку с миниатюрным чемоданчиком. Я же приехала в Звездный с огромным чемоданищем (все-таки на целый месяц собиралась из дома), – рассказывает Женя. – Спрашиваю: «Вы тоже в отряд?». «Да», – отвечает.
– Давайте знакомиться. Я – Женя Грачева, из Красноярска. А вы откуда?
– И я из Красноярска. Анна Добросмыслова.
Мы так обрадовались, что обе из Сибири, да еще из одного города. Дальше старались держаться вместе.
Мечтай на подоконнике
Известно что, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Однажды звезды зажглись и для Жени Грачевой. Причем, в прямом смысле слова.
– Я сидела поздним вечером на подоконнике, обхватив руками коленки. Любимые куклы были убаюканы, в комнате – темно, и уличный фонарь рядом с домом не горел. Поднимаю голову и вдруг вижу: небо переливается звездами! Большими, яркими, совсем близкими, – улыбается Женя. – Я зажмурила от восторга глаза, и, кажется, именно в это мгновение решила: обязательно полечу на ракете к ним…
…Другая бы девочка на следующий день забыла и о звездном небе, и, тем более, о ракетах. Но только не Женя. Решив не откладывать исполнение мечты в долгий ящик, она в буклете для поступающих (старшая сестра Даша в тот год готовилась стать студенткой) нашла и подходящий университет, и подходящие специальности: ракетостроение и аэрокосмические комплексы. Родители не придали особого значения словам младшей: ну, мало ли, о чем мечтает девятилетний ребенок с бантиками в косичках. Какое ракетостроение: начальная школа!
Опомнились только, когда их дочь после выпускных экзаменов легко поступила в Сибирский аэрокосмический университет. Да, да, на то самое ракетостроение.
Секрет Анны
Выбор профессии Анны Добросмысловой определила мама и подарок маминой подруги – врача-стоматолога.
– Мама однажды взяла меня с собой в гости к подруге, а та, чтобы я не скучала, пока взрослые пьют кофе, вручила мне предметное стеклышко и какой-то порошок. Показала, как смешивать его. И порошок вдруг на глазах превратился в тягучую пасту. Я такого раньше никогда не видела!
Вряд ли в пять лет я понимала значение слов «эксперимент», «ученый», «исследователь». Но процесс перехода одного вещества в другое оказался таким увлекательным, что про себя я решила: буду, как «тетя Майя» и мама: ходить в белом халате, заниматься превращениями, наблюдать за ними, и все записывать.
Правда, стать нейропсихологом, заниматься наукой, понятно, решила гораздо-гораздо позже, – смеется Анна. – А вот учиться «на отлично», чтобы врач из меня получился хороший, дала себе слово уже тогда.
Школу окончила с золотой медалью, следом – медицинский университет. Нетрудно догадаться, что стала нейропсихологом, работаю в клинике ФМБА. Мой секрет успеха? Стараюсь не нарушать данных себе слов.
Кто-то скажет: так просто? И ошибется. Первое по-настоящему взрослое испытание поджидало Анну на пороге…первого класса. Психолог детского центра, где маленькая Аня готовилась к школе, вынес неутешительный вердикт ее способностям. Девочка, ну, совершенно не укладывалась в представления о будущей идеальной ученице. Ей: «Аня, приведи стол в порядок, у тебя карандаши разбросаны». Она – в ответ: «У меня такой порядок». На все свой взгляд, суждения. И это – приготовишка в шесть лет!
Университет, медицина, небо, звезды? Максимум – училище и нехитрое ремесло. Об удивительном для себя приговоре Анна узнала уже став студенткой, но родители расстроились не на шутку.
…Когда девочка принесла из школы первые пятерки, дома решили: случайность. Но Аня не собиралась останавливаться: пятерок становилось все больше. Ей одинаково легко давались математика, физика, литература, языки. Она участвовала во всех школьных олимпиадах. Успевала заниматься спортом, музыкой, танцами, вокалом. В выпускном классе решила, что для поступления в медицинский университет, ей необходимы углубленные знания по химии, и уговорила родителей записать ее на дополнительные курсы. Правда, для этого пришлось отказаться от каникул и воскресных развлечений. Ни одного пропущенного занятия! Незаурядные способности и самурайский характер принесли заслуженную золотую медаль и диплом медицинского университета.
Характер помог и Анне, и семье собраться с силами, когда в дом пришло горе: трагически погиб старший брат. Плакать она позволяла себе только по ночам в подушку. А утром, как обычно, шла на тренировки, на занятия в университет. Только готовилась к ним с удвоенным рвением, чтобы никто не заподозрил, как ей непросто.
…Диплом Анны не дотянул до «красного» 0,3 балла. «Как же так?» – расстроилась я.
– А разве цвет диплома принципиален? – удивилась она в ответ. – По-моему, главное, что по всем профильным предметам у меня «отлично». Для недостающих 0,3 балла надо было пересдать философию. Я подсчитала сколько времени уйдет на подготовку к этим десятым балла, и не стала его тратить. Непродуктивно же.
Такой у нее «свой» порядок.
Космос – как любовь
Приблизиться к космосу и Жене, и Анне помогла работа. Женя наткнулась на объявление на знаменитом «Красмаше», куда пришла сразу после университета. На заводе открывался набор кандидатов для участия впрограмме «Космической одиссеи». Ее выпускники получали возможность пройти в Звездном городке испытания в отряд космонавтов.
– Я заполнила анкету, особо не надеясь, что меня возьмут: желающих было много, мест всего двадцать, – рассказывает Женя. – Но через неделю раздался телефонный звонок: «Вы приняты». От радости прыгала до потолка.
Анне о том, что в ФМБА пришел запрос на кандидата-врача в отряд космонавтов рассказал коллега-нейрохирург. Посоветовал: «Попробуй, точно, твое».
– Почему бы и не нет, – подумала я. Отлично, если мои возможности вместо 30 процентов будут реализованы на 50-70, вырастет личный коэффициент полезного действия. К тому же, я обожаю спорт, физические нагрузки, обладаю высоким болевым порогом и выдержкой, – перечисляла Анна аргументы «за».
Конечно, она, как и Женя, была зачислена в «Космическую одиссею». Дальше – теоретические занятия, спортивные тренировки, бег, плавание, парашют, таежный экстрим, палатки. Ну, и в финале – Звездный, где девушки и познакомились. Кстати, отбор удалось пройти только шестерым.
Вместо эпилога
С первой попытки быть зачисленными в отряд космонавтов не получилось. Требования высочайшие, испытания – сложные. Но характер сибирячек, уровень физической подготовки и знаний (Евгения Грачева – без пяти минут кандидат технических наук) оценили по достоинству. Надо ли говорить, что обе получили предложение попробовать себя еще раз через год. Воспользуются ли предложением?
– Конечно! – ответила Женя. – Не сомневайтесь. Я на Байконуре, когда увидела старт ракеты, испытала самый счастливый момент в жизни. Ну, примерно такой, как в детстве, когда в девять лет увидела звездное небо.
Уже составила расписание, начала готовиться. Космос – не для слабаков.
Светлана Вахтангишвили
член Союза журналистов России