Поздравляем Нину Ивановну Савкину с юбилеем!
А годы, словно птицы, летят…
ЧИТАЕМОЕ13 октября 202214
Красноярское краевое отделение Союза журналистов России поздравляет Нину Ивановну Савкину с юбилеем! Желаем здоровья, благополучия, творческого долголетия!
15 октября отметит юбилей наша коллега, любимая не одним поколением читателей «Власти труда» Нина Ивановна Савкина. Нине Ивановне исполнится 75 лет, возраст свой она не скрывает и не стыдится ни одного прожитого года. Сегодня мы попросили мастера региональной журналистики, посвятившую 55 лет своей жизни служению Красноярскому краю и людям, здесь живущим, вспомнить пройденный путь и тех, кто был и остается рядом.
Год круглых дат
Нынешний год — особенный в моей жизни. Можно отмечать три юбилейные даты. 55 лет назад приехала в Красноярский край по направлению ЦК комсомола. 35 лет назад наша семья — я, муж и двое детей — переехала в Минусинск. И 15 октября мне исполнится 75 лет.
К слову, в будущем году Енисейская губерния отмечает 200-летие со дня образования. Более четверти этого срока живу и работаю на ее территории.
Таймыр. Школа, сельсовет, редакция
Сибирячкой я стала в 19 лет. В августе 1967 года 15 выпускниц Пензенского педагогического училища по направлению ЦК комсомола прибыли в Красноярск. Нас встретил суровый, неулыбчивый город, где нам предстояло получить конкретные направления, расстаться и разъехаться по разным районам большого края. На выбор предлагалось несколько вариантов. Я выбрала Таймыр.
Изучение нового места жительства продолжила по пути в Дудинку. Трое суток на теплоходе почти без сна, хотелось все разглядеть, узнать, прочувствовать. Могучий Енисей, прибрежная тайга, малочисленные населенные пункты… Все завораживало и совсем не пугало.
В Дудинке получила новое направление — в Хатангу. Здесь ко мне присоединилась еще одна искательница приключений, выпускница Минусинского педучилища Полина Аверкина. «Кукурузник» (самолет АН-2) доставил нас в райцентр ночью, – благо, полярный день сумерек не знает. Нашли единственную гостиницу, Дом колхозника, но здесь в приюте нам отказали, не было свободных мест.
Вышли из здания, сели на крылечко, как два воробушка. Мимо шел мужчина, остановился, поинтересовался, почему мы ночью сидим на улице. Объяснили. Предложил пойти с ним, гарантировал ночлег и горячий чай. Это, оказывается, был руководитель геодезической экспедиции, база которой располагалась на окраине поселка.
В годы нашей молодости нравы и отношения в обществе были иными, чем сегодня. У нас и мысли не возникло, что нас могут обидеть или унизить.
Дальше наш путь лежал на факторию Новорыбное (почти на берегу моря Лаптевых). Туда плыли на небольшом судне. К берегу из-за шторма оно причалить не смогло. Нас прямо на руках речники доставили на сушу.
По традиции судно встречали все жители, с любопытством изучая нас. Вот так начался северный этап моей жизни в Новорыбном, длиной в четыре года. Два из них проработала в школе. Два – председателем сельского совета.
Самые памятные моменты этого периода такие: мои первоклассники, доставленные в интернат из тундры, совсем не знали русский язык. Вместе мы учились: они – разговаривать по-русски, я же постигала азы долганского и нганасанского языков. К концу первого полугодия успешно одолели букварь, научились читать, считать и разговаривать.
Из председательских будней более всего запомнилась постоянная борьба с пьянством. Мои ученики прибегали ко мне за помощью, рассказывая, что «папа бьет маму, угрожает застрелить». Шла, разнимала, отнимала ружья. Много хлопот и тревог в праздничные ночи было с дежурными на котельных, приходилось ходить и проверять, не погасли ли печи, не заснули ли кочегары.
Остальные проблемы решались проще, даже привлекали экзотикой. В стойбища летала на вертолетах, ездила с оленеводами на оленьих упряжках, на лодках навещала рыболовецкие станы. Эта закалка очень пригодилась впоследствии.
Журналистскую деятельность начинала в Дудинке. Одновременно поступила на заочное отделение факультета журналистики МГУ им. Ломоносова. Добывать и подавать информацию учил заведующий отделом новостей Виктор Скоробогатов, работе с диктофоном — супруги Дадашевы, оперативности и тонкостям общения с людьми — Юра Ладур. Команда Таймырского радиокомитета научила азам творчества, а перевод в газету «Советский Таймыр» помог найти истинное предназначение в жизни. Именно история этой газеты стала темой моей дипломной работы.
Командировки длились неделями. Можно было досконально познакомиться с героями репортажей и очерков, глубже вникнуть в тему. Летала на полярные станции, к строителям газопровода Мессяеха – Дудинка – Норильск, спускалась с шахтерами в забои, видела, как плавили руду на заводах Норильска. Героями моих публикаций были рыбаки, геофизики, нефтеразведчики. Посчастливилось даже пройти Северным Морским путем. Мы жили и работали с интересом, если не сказать больше, с энтузиазмом и задором. Вот так прошли первые 20 лет жизни на Таймыре, как сейчас понимаю и осознаю, – лучшие годы.
Минусинск. Электрокомплекс
В 1987 году моего мужа В.Л. Воробьева, тогда главного редактора газеты «Советский Таймыр», по состоянию здоровья краевой комитет партии направил собкором южных районов края. Он сюда прибыл летом, а в середине сентября – я с двумя детьми и кошкой в лукошке. Город встретил теплом, солнцем, зеленью, богатством осенних даров на рынке, дешевизной овощей и фруктов. Многие до сих пор вспоминают про дефицит продуктов в магазинах. А я помню, как в магазине №34 продавали сметану на развес, молоко на розлив, компоты местного овощеконсервного завода. Да и баранина была, тощая, но была, куры — синие, но тоже можно было купить. Виноград покупали ведрами… Никто не голодал.
С первых месяцев мы поняли, что Минусинск — особенный город, где живут, работают и творят люди редкой душевной щедрости. Дружба с четой журналистов Шадриных, общение с прекрасной семьей В.Г. Понькина, поддержка и внимание Светланы и Виктора Вышар, знакомство с директором музея В.А. Ковалевым, его заместителем Л.Н. Ермолаевой, первым директором Минусинской картинной галереи В. Я. Крупским.
Первое время я работала на Электрокомплексе редактором многотиражной газеты «Электромашиностроитель». Радикальные идеи перестроечной поры, новые веяния политических преобразований, выборы руководителей предприятий. Шумное, дерзкое, бурное время, которое положило начало разорению, разрушению и исчезновению многих производств.
Раз в неделю в красном уголке завода СТО собирались члены дискуссионного клуба «Собеседник», которым руководил Г.И. Кузнецов. Шли жаркие споры, обсуждались острые вопросы, анализировались действия первых лиц города, руководителей предприятия. Под этот шум были переизбраны генеральный директор Электрокомплекса, директор ТЭЦ, многих подразделений. Дискутировать с членами клуба было порой бесполезно. Они, хотя и были за демократию, иного мнения слышать не хотели. Партком предприятия меня направил как раз для того, чтобы я могла что-то сказать вопреки. В результате кое-кто обещал повесить меня рядом с памятником Ленину за то, что выступаю против течения.
Грустно осознавать, к чему привело это стремление все разрушить, на обломках воздвигнуть новые предприятия, где главным критерием была бы демократическая система управления. Нет Электрокомплекса, перчаточной фабрики, завода «Металлист», швейной фабрики. Никакая демократизация управления их не спасла.
Редакция «Власти труда»
Переход в газету «Власть труда» пришелся на лихие девяностые. И это уже совсем другая история, которая оставила особый, даже сказала бы, значимый след в моей жизни, судьбе, трудовой биографии. Трудности или время нашего взросления создали здесь особенную атмосферу. Сложилась поистине настоящая трудовая семья, в которой мы все практически были ровесниками.
Мы постоянно искали новые формы работы, чтобы нашим читателям было интересно. Придумывали интересные рубрики, старались охватить самые насущные проблемы, находили людей, которые имели свой взгляд, свое мнение на происходящее в жизни. Недаром «Встречи по четвергам» до сих пор являются гвоздевыми материалами каждого номера.
Основная заслуга команды моей молодости — мы сумели сохранить газету, сделали ее другом, помощником, спутником каждого читателя. И все это переняла нынешняя молодая команда, что радует. Умные, талантливые, дерзкие, они хранят традиции, делают газету поистине народной, информируют читателей о главных событиях города и района.
И что самое ценное — это единая команда, опять-таки ровесники и единомышленники, что очень важно для плодотворной творческой деятельности.
Ни минуты покоя…
Говорят, пенсия — самое спокойное время в жизни. Не сказала бы… Много времени занимает дача. Все лето хлопоты и заботы. Работа на земле приносит удовлетворение, успокаивает, добавляет сил, улучшает настроение. Первая редиска, первый огурчик, ядреные помидоры… Но даже не это привлекает. Очень люблю, когда цветут черемуха, сирень, яблони, вишни.
Рядом лес, а там – подснежники на горках, первые маслята, сосны от обилия солнца звенят…
Дачный домик, конечно, не коттедж, очень небольшой, но сердцу дорог. Он согрет теплом рук и души умершего мужа, который, будучи далеким от дел строительных, журналист и интеллигент, сам построил его. Это были девяностые годы, самые трудные и непредсказуемые в жизни нашего поколения. Но мы жили плодотворно, с верой в лучшее, много работали, растили детей. Из сегодняшнего далека эти времена кажутся самыми светлыми, наполненными радостью и надеждами.
Главное, что помогает сегодня жить, одолевать болячки, проблемы, – это широкий круг общения. Пенсионеры редакции сохранили желание встречаться. Соседи по дому – ближайшие родственники, поскольку кровные далеко. В любую минуту придут на помощь Ирина Михайловна Ауходеева, Люда Санько, Оксана Поваренкина. Ольга Кузнецова, соседка по даче, ближе сестры. Умеет поддержать ненавязчиво и вовремя. Всегда рядом и Владимир Романович Козулин, Валентина Андреевна Михеева, с которой мы заботимся о брошенных дачных кошках и собаках.
Все мои близкие – дети, родня – живут в тысячах километров от Сибири. Не представляю, как бы жила без постоянного внимания лучших друзей и помощников: Тамары Максимовой, Татьяны Ладаевой, семьи Герцен, моих, как я их называю, волонтеров Ольги и Саши Ларько. Они есть – и нет одиночества, нет тревоги, нет беспокойства, что «некому руку подать». Низкий мой поклон им и огромная благодарность.
Наша справка
Савкина Нина Ивановна. Родилась 15 октября 1947 года в Пензенской области. В 1967 году окончила Пензенское педучилище, получив специальность учителя младших классов. В 1974 году завершила учебу на заочном отделении факультета журналистики Московского университета им. М.В. Ломоносова. С 1977 по 1979 год очно училась в Новосибирской высшей партийной школе.
Член Союза журналистов России.
Вырастила сына и дочь.
От редакции
Коллектив редакции «Власти труда» от души поздравляет Нину Ивановну Савкину с юбилеем! Для нас вы всегда были и остаётесь не просто старшим товарищем, мудрым наставником, примером искренности и неравнодушного отношения к людям, но и просто замечательным человеком, добрым другом.
Оставайтесь всегда такой же открытой, чуткой, деятельной. Здоровья вам, благополучия, мы всегда рады вашим материалам на страницах нашей общей газеты.
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №41 (18.592) от 13.10.2022