Кто нам продаст штаны в Абсурдостане?
Как известно, площади торговых комплексов давно используют не только для торговли. На одной территории соседствуют салоны красоты, студии маникюра, различные творческие студии, отделы доставки интернет — магазинов, ремонт сотовых телефонов и бытовой техники, детские игротеки и прочее. Поэтому при закрытии торговых центров в период пандемии, убытки понесли не только отделы розничной торговли, но и обширная сфера услуг.
Надо ли напоминать, что после «веселых» 90-х и развала ведущих российских производств огромная часть населения так и не смогла найти себе применения. Одновременно с этим, как только был открыт «железный занавес», рынок был завален товарами со всего мира. Многим, оставшимся без дела рабочим и служащим, пришлось постигать азы новой профессии – продавца. Ширпотреб, как правило, реализовывали на стихийных уличных рынках. Но постепенно уличная торговля переместилась в отстроенные торговые центры, ассортимент товаров стал более разнообразным, а качество товара, наконец-то, стало отвечать запросам потребителей всех категорий.
Наряду с развитием центров торговли развивался еще один «жирный» бизнес — сдача торговых площадей в аренду. Многие собственники таких площадей купили их ещё на начальной стадии строительства, взяв на это ипотечные кредиты. Как правило, такие площади выкупают владельцы малого бизнеса, которые предпочли ипотечные выплаты арендной плате. Среди собственников торговых площадей есть и другая категория граждан, это те, кто в силу своего служебного положения получил когда-то доступ к материальным благам. Еще в период массовой приватизации, да и после него многие из них прихватили столько недвижимости, что теперь это позволяет им жить безбедно много лет. Получать достаточно солидный пассивный доход, не прилагая при этом особых усилий.
Как только закрылись двери крупных и мелких торговых комплексов, потянулась цепочка взаимных ожиданий от собственников и арендаторов торговых помещений. Первой проблемой, свалившейся на головы бизнесменов, расположившихся в торговых центрах, стала арендная плата. Никто не понимал, нужно ли платить за простой, и существуют ли обстоятельства непреодолимой силы при полном отсутствии возможности попасть на рабочее место.
Отмечу, что все торговые комплексы делятся на те, в которых вся площадь находится в собственности одного владельца, и те, в которых каждый павильон принадлежит отдельному собственнику. Все текущие вопросы во втором варианте решаются на общем правлении собственников. Если в первом случае владелец торгового центра самостоятельно определяет свои взаимоотношения с арендаторами, то во втором сотня собственников выставляет своим арендаторам совершенно разные требования: часто разница в оплате равноценной площади в одном торговом центре составляет десятки тысяч. Собственно, в этом случае человеческий фактор играет ведущую роль. Особо отзывчивые собственники готовы войти в положение и отменить аренду на период вынужденной остановки работы комплекса, другие делают скидки, либо договариваются с предпринимателями на оплату коммунальных услуг и охраны. Ну а третьи даже слышать не хотят о каких-либо обстоятельствах без официального подтверждения форс-мажора.
Пока правительство решало, как помочь малому бизнесу, предприниматели обратились в торгово-промышленную палату (ТПП), которая уже на начальном этапе режима повышенной готовности выдавала сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах. Этот документ освобождал связанные договорными отношениями стороны от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств. Но, как оказалось, выданный сертификат всего лишь избавляет арендатора от возможных штрафных санкций за просрочку арендной платы и ни в коей мере от нее не освобождает.
Тем временем тема аренды в закрытых на неопределенный срок торговых центрах остается открытой и с каждым днем накаляет отношения арендаторов с собственниками, которые не стесняются шантажировать первых выселением, если они не погасят задолженность. Здравый смысл в этом найти сложно, потому что после отмены существующего режима, вырастет спрос именно на арендаторов: свободных площадей после массового закрытия субъектов малого бизнеса будет в избытке.
По моим сведениям торгово-развлекательные комплексы «Планета» и «Комсомольский» в Красноярске взимают полную арендную плату с предпринимателей и в настоящий момент. В результате противостояния собственников и арендаторов от аренды отказывается каждый третий — четвертый, и это только начало!
Еще одна проблема, раскрывающая абсурдность истории с торговыми центрами, обозначилась при классификации товаров на жизненно необходимые и не очень. Как только на руководство края свалилось бремя ответственности за «незаслуженно» закрытые предприятия, в действиях властей стало сложно прослеживать логику. Например, кондитерская «Сладкая жизнь» не закрывалась ни на один день, в то время, как кулинарии «Матрешка» трижды предписывали прекратить работу, и открыта она сейчас, как я могу предположить, лишь благодаря особой, личной договоренности руководителя предприятия и надзорных органов. А у павильона «Чай, кофе и полезные сладости» в том самом торговом комплексе, у крыльца которого разместилась «Сладкая жизнь», теперь до полного снятия изоляции жизнь будет совсем несладкой.
Или вот еще пример противоречия: столовую «Семь хлебов», с тремя просторными залами, достаточно удаленными друг от друга столами и всегда чистым санузлом, в первую же неделю «каникул» принудительно закрыли на неопределенное время. Зато рядом с ней бесперебойно работают два павильона с шаурмой, в которых даже руки вымыть негде, да и пара-тройка «голодных» разместится там с трудом. И самое страшное в период так называемой эпидемии, что на трех квадратных метрах там круглосуточно толпится народ.
Кто, а главное, по каким параметрам определяет, что бытовая техника и электроника в данный момент для меня важнее, чем трусы с носками или новые джинсы, к примеру? А кто может гарантировать, что в таком «активном» жизненном режиме мы вообще сможем через пару месяцев влезть в старые джинсы?! Кто решил, что без шаурмы жизнь будет невыносимой, а без ухода за своим внешним видом вполне можно перебиться?
Вопросов к властям бесконечно много, разочарований от их бессилия, а часто невежественности — не меньше. Ну да людям не привыкать, а предприниматели, вообще, народ предприимчивый! Пока нас со всех сторон ограничивают запретами и «заборами», мы успеваем и подкоп сделать, и лестницу в небо выстроить. Одни закупают необходимый для разрешения торговли товар (на днях, например, видела в велосалоне стены из туалетной бумаги и салфеток), другие заблокировались в своих помещениях и подпольно работают на свой страх и риск. Ну, а десятки тысяч сотрудников торговых комплексов, неожиданно лишенных работы в режиме повышенной готовности, осваивают дистанционные продажи, оказывают услуги на дому и бесконечно надеются на порядочность своих работодателей, над которыми государство жестоко пошутило, предложив им выгодные кредиты вместо материальной поддержки, закрепив свои действия непонятными, если не сказать больше, законами.
Наталья Патрихина, член Союза журналистов России