В кругах ада
Пока таких случаев не было в практике Щербакова, но мы говорили о гипотетическом человеке. И прямой вопрос, что с ним станется, пока пишете бумаги, четкого ответа не получил. И действительно, а куда его девать? В больницу, если и возьмут, то на несколько дней, учреждений нужного профиля у нас нет, соцработники этим не занимаются.
Возможно, кто-то позарится на пенсию или пособие и согласится ухаживать за больным. Есть в Красноярском крае закон об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов, как раз предусмотренный для одиноких людей, но ряд условий и пакет документов столь же велик. Вызывает сомнение наличие в районе очереди из желающих взять на себя нелегкие обязанности по присмотру или уходу даже за гарантированное пособие в приемных семьях.
Но если уже разбираться, то до конца. Человеколюбие — это хорошо, но хотелось уточнить способы государственной поддержки опекунов совершеннолетних граждан. Так вот никакой финансовой или материальной помощи в органах опеки и попечительства не предусмотрено. Как нам сообщили, помощь могут оказать физическую – по заявке работники придут, скажем, забор загородить или огород вскопать, есть возможность по необходимости и предварительной заявке перевезти больного на спецавтомобиле, получить бесплатную консультацию юриста в рамках исполнения закона об опеке. На этом перечень оканчивается.
Надзор за условиями жизни опекаемых так же включен в услуги, добрые советы дорого стоят. И нужно отметить, патронаж семей у нас проводят, смотрят комиссионно на условия содержания и кормления, оценивают уход и отношения. А если ничто из этого не соответствует нормам, то проведут беседу с опекуном. И все. Так как сделать что-то большее не получится – больного деть некуда. Получается, соцзащита у нас «беззубая», и в данной ситуации уповать на закон не может — местные условия не соответствуют требованиям.
Законные акты имеют немного более расширенное понятие об обязанностях органов опеки, согласно пункту 14 Постановления правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», как раз после перечня необходимых бумаг и справок от опекуна:
«Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе:
а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам психологии и основам медицинских знаний;
в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности исполнять обязанности опекуна».
Кроме того, именно на государственную службу ложатся обязанности по выявлению граждан, нуждающихся в опеке, подбор опекунов, оказание помощи в подготовке материалов суд для признания недееспособности.
Судя по словам Надежды Петровны, ничего из вышеперечисленного, за исключением разъяснения обязанностей, ей не предлагалось.
В законе РФ «Об опеке и попечительстве» есть статья 16, «Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству».
1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Как заверили нас в нашем управлении соцзащиты, данная статья на территории района используется только в определенной части – получение доходов с имущество опекаемого и безвозмездного пользования этим имуществом. А вот в части вознаграждения из средств бюджета субъекта федерации она не работает – в связи с отсутствием регионального законодательного акта, утверждающего порядок работы в этом направлении и финансирование.