Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
- Конкурс Красноярские перья 2014
- Номинация «Репортер»
Пока в Норильске одни решают затянувшуюся проблему, как очистить город от снега и наледи, другие – как вопреки всему найти способ передвижения по скользким и мокрым дворам и улицам.
“Заполярный вестник” пообщался с водителями, пешеходами, специалистами автомастерских и врачами и выяснил, как преодолевать водно-ледовые препятствия.Ежегодная весенняя обстановка во дворах и на улицах Норильска напоминает анекдот. Пессимист говорит: “Как плохо! Хуже не бывает!” Оптимист возражает: “Бывает! Бывает!” Во всех районах города нет ни одного участка, который можно было бы пройти и проехать без препятствий.
Надо себя любить
Скользкий сезон в Норильске начался в апреле, когда погода стала баловать резкими перепадами температур и осадками в виде снега и дождя. За последний месяц увеличилось количество посетителей травматологического пункта. Если каждый месяц с начала года число пациентов колебалось в районе 1650–1700, то с середины апреля до середы мая их насчитывалось 1965. Увеличение примерно в 300 человек врачи связывают с гололедом и резко меняющейся погодой.– В основном в статистике травм, с которыми обращаются пациенты, превалируют ушибы, полученные в быту или на улице. За последний месяц с подобными проблемами обратились 527 взрослых и 152 ребенка. Повреждение связочного аппарата получили 255 взрослых и 55 детей. Переломы верхних и нижних конечностей произошли у 210 взрослых и 64 детей. Тяжелые травмы – переломы туловища, куда входят переломы ребер, позвоночника, – диагностировали у 39 человек, – рассказал “Вестнику” исполняющий обязанности заведующего травматологическим отделением городской поликлиники №1 Олег Дубовой. – Статистику посещений пациентов увеличили перепады температур. В выходные дни или ночное время, когда поликлиники не работают, к нам обращаются люди, у которых возникли проблемы с давлением или обострились такие заболевания, как остеохондроз, артроз. При подобной погоде происходят гипертонические кризы. Мы осматриваем таких пациентов и отправляем к специалистам. Кстати, молодые люди крайне редко к нам обращаются, они направляются сразу к узким специалистам. Но отмечу, что тенденция омоложения этих заболеваний имеется.
При передвижении по улицам Олег Семенович рекомендует норильчанам в первую очередь смотреть себе под ноги и быть крайне внимательными, так как чаще всего травмы случаются по неосторожности. К примеру, идешь по ледяной поверхности, посмотрел в сторону – не заметил кочку под ногой и упал. Во-вторых, надо выбирать обувь по погоде. Идеальный вариант – носить на работу сменную обувь: если утром заморозки – надеть зимнюю обувь, если вечером все растаяло – спасут только резиновые сапоги. Правда, их не стоит надевать в легкий мороз – очень скользко. Наш собеседник советует носить комфортную обувь на рифленой подошве, чтобы чувствовалась устойчивость. А вот каблуки лучше отложить до полного очищения улиц от снега и льда. Третье: родителям нужно следить за своими детьми и не позволять им измерять глубину луж. Даже в резиновых сапогах ноги могут замерзнуть, пойдет сосудистый спазм, что может привести к проблемам с ногами. И еще добрый совет: не позволяйте детям на прогулке промокнуть. Мокрая одежда увеличивает риск простудных заболеваний.
– В травмпункт нужно обращаться при любом недомогании, которое человек может почувствовать после маневрирования при падении или когда поскользнулся. Симптомы серьезных травм проявляются сразу. В остальных случаях подозрительные симптомы могут проявиться в течение суток. Надо за собой понаблюдать: где болит, появились ли опухоли, – объясняет Олег Дубовой. – Бывает, что человек почувствует недомогание, через силу отработает смену и уже без ног приходит к нам. Лечение таких пациентов длительное и тяжелое. При малейших подозрениях надо сразу обращаться к специалисту, чтобы не допустить осложнений или ухудшения самочувствия. Нужно себя любить и не пропускать такие вещи.
Дорогостоящее удовольствие
Не меньше пешеходов страдают и водители автомобилей. В апреле-мае выросло количество обращений в автомастерские и шиномонтажные организации.– В Норильске ничего не меняется с дорогами. Конечно, я не ожидал, что в этом году они будут такие убитые. На машинах летят подвески, шаровые. Даже стойки пробивает. Приезжают в мастерскую с поломанными дисками. Каждое утро по дороге Норильск – Талнах, не доезжая до ГРС, стоят по три-четыре машины с подбитыми колесами и погнутыми дисками. На днях приехала машина с вырванной новой шаровой, которую мы неделею назад устанавливали, – рассказывает “ЗВ” мастер по ремонту автомобилей Олег. – Периодически машины въезжают в лужи. Повреждаются в основном “пузотерки” (легковые машины с низкой посадкой.– Авт.), у них оторваны бамперы, у некоторых поддоны пробиты. Они страдают очень страшно. Что вы хотите, у меня друг на эвакуаторе на ул. Лауреатов в здоровенную яму с лужей влетел так, что у него чуть кабину не оторвало. Стоимость ремонта бьет по кошельку автовладельцев. Цена зависит от марки и категории машины. Если с запчастями и с работой, ремонт обойдется примерно в 40 тысяч рублей.
– Чувствуется, что водителей, которые к нам обращаются, больше, чем в прошлые годы, – поддерживает Олега владелец шиномонтажной мастерской Игорь Адриан. – На любой улице можно найти лужу, под которой скрывается яма. Если водитель в нее въезжает, у него рубятся покрышки. Мы шьем и варим по правильным технологиям боковые порезы шин. Если повреждений много, водители отказываются от ремонта, им проще купить новую резину, чем латать порезы. Безопасность важнее. Самые бюджетные колеса стоят от 3 тысяч рублей. Нормальная цена брендовых колес на уровне 4–4,5 тысячи и выше, для джипов и микроавтобусов – 10 тысяч не предел. Если делать по полной программе, по самым совершенным технологиям, когда дается гарантия до полного износа покрышки, “вылечить” одно повреждение стоит 1300 рублей для легковых автомобилей, 1500 – для микроавтобусов. Есть вариант проще: поставить пластырь на химической вулканизации, это стоит 400–600 рублей. О переходе на летнюю резину, безусловно, рано думать, но уже было несколько водителей, которые, невзирая на предостережения профессионалов, “переобули” своих коней. Моя формула: пусть лучше у меня шипы вылетят, резина износится, чем я сам вылечу с дороги, разобьюсь и разобью автомобиль. Пусть чуть-чуть резина износится по сравнению с тем, что можно наворотить, если машина станет неуправляемой на льду.
Только летать
Гигантские лужи и ледовые “ловушки” с заносами во дворах доставляют неудобства водителям машин скорой помощи. При выезде на адреса редкие случаи, когда автомобиль подъезжает к подъезду. Из-за отсутствия нормальных подъездных путей водитель обычно высаживает бригаду в месте, где можно пройти пешком. Большие проблемы возникают, когда больного на носилках по каше из снега, льда и воды нужно перенести от подъезда до машины, которой приходится стоять в десятках метров.Другие экстренные службы проблем не испытывают: у пожарных есть большегрузная техника, у спасателей – автомобили повышенной проходимости.
Сложно работать таксистам. Но и здесь нашелся выход из ситуации: при приеме заявки диспетчеры либо сами говорят, где пассажира будет ждать водитель, либо звонящий предупреждает о препятствии и назначает место, откуда его можно забрать. Люди относятся к проблеме с пониманием.
– От Нансена, 68 до 94, часть дворов в жутком состоянии, в них заезжать невозможно. Пассажиры выходят на дорогу, – говорит водитель одной городской фирмы такси Николай. – Я вижу, какая ситуация на дорогах, и предпочитаю передвигаться медленно и осторожно. Удары по подвеске автомобиля и по колесам в итоге очень сильно ударяют по твоему карману.
Мы спросили у пешеходов, что нужно, чтобы передвигаться по норильским улицам и дворам этой весной. Самый популярный ответ: летать. Большая часть норильчан придерживается мнения, что необходимо выбирать обувь по погоде: экстремальные или трекинговые ботинки, утепленные резиновые сапоги. Также опрошенные рекомендовали землякам подобные катаклизмы переживать в отпуске на материке.
– Для того чтобы не портить дорогую обувь, я купила ботинки из материала ЭВА. Он легкий, в нем нога не потеет, – делится своим опытом Анастасия. – В нынешней ситуации я не понимаю ответственных за уборку тротуаров на Ленинском проспекте. В арке нашего дома №17 на Ленинском проспекте был океан, дом приходилось обходить не малым кругом. И никому не было дела, пока один сознательный жилец не вышел и не пробил канал для стока воды.
– Когда на улицах стало скользко, мокро и грязно, заметила, что стала чаще ездить на такси, причем утром не сразу можно уехать даже за двойной тариф. Хотя во дворе у нас нет таких проблем, как в других. Ношу кожаную обувь на сплошной подошве, так как не угадаешь с погодой. Такая же обувь у моей пятилетней дочки. Однажды она промокла насквозь на детской площадке, когда бежала по льду. Оказалось, под тонкой корочкой была большая лужа. Пришлось сразу возвращаться домой, причем на такси, – говорит молодая мама Екатерина. – У дома на проезде Котульского, 10, есть спуск на пешеходный переход от “Арены” к 14-й школе. Мы там часто ходим. Спуск во льду, выколотых в нем ступенек нет. Получается, если поскользнешься – скатишься прямо на дорогу. Уходит много времени, чтобы спуститься к переходу. Думаю, когда на улице каша, нужно носить утепленные резиновые сапоги. Покупку оставила до осени, так как через две недели мы уезжаем в отпуск.
Фото Дениса Кожевникова
Опубликовано в газете «Заполярный вестник
Дайте оценку материалу:
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
5.0
Шкала баллов
раскрытие темы
5
язык, подача
5
оригинальность
5