Пасынки великой реки
А вот рядом, на Иртыше и Оби, поездка Омск — Салехард на аналогичном теплоходе в каюте 1-го класса стоит всего каких-то 4 318 рублей! И это при том, что расстояние от Омска до Салехарда — 2 714 километров, а от Красноярска до Дудинки — лишь 1 984 километра.
Когда Енисейское речное пароходство сбрасывало с себя в 2006 году пассажирские перевозки из-за их убыточности, билет в 1-м классе на линии Красноярск — Дудинка стоил 3 920 рублей (напомню, сейчас — 15 242). По расчётам ЕРП, для перевозок пассажиров хотя бы без убытков цену следовало поднять на 70 процентов. По прошествии семи лет она выросла на 290 процентов, и это при том, что «ПассажирРечТранс» не каждый год увеличивал тарифы!
В особенностях ценообразования пассажирских перевозок пусть разбираются экономисты. Мне же остаётся констатировать: Обь и Иртыш по цене в три с лишним раза доступнее пассажирам, чем Енисей.
Круизы не для russo touristo
Выше мы рассмотрели наиболее доступный вариант самостоятельного путешествия на транспортной линии, когда нет культурной программы и за питание в судовом ресторане ты платишь сам. В круизах по Енисею, которые предлагают красноярские турфирмы, стоимость питания и экскурсий заложена в цену путёвки, но иначе как космической её не назовёшь — 58 200 рублей! Это за 5-дневное путешествие на рейсовом теплоходе по Енисею (туалет и душ общие — не забыли?), плюс гостиницы и пара дней культурных программ в Норильске, Енисейске и Красноярске.
Для сравнения: 7-дневное «Путешествие из Петербурга в Москву» нынешним летом с питанием, обслуживанием, остановками, экскурсиями и культурной программой, в каюте со всеми удобствами на борту лайнера «Лев Толстой» (собрат «Антона Чехова», который до сих пор с ностальгией вспоминают жители нашего края) стоило почти в три раза дешевле!
В общем, круизы по Енисею — явно не для обитателей его берегов. Но есть варианты хотя бы краткого общения с великой рекой? Во времена моей студенческой молодости из Красноярска едва ли не каждый час ходили «Ракеты» до Дивногорска, в сторону Енисейска несколько рейсов в сутки делали «Метеоры» и «Восходы». Сейчас коммерческая (без дотаций) линия Красноярск — Дивногорск работает только летом и только по выходным. В будни можно сесть на скоростной теплоход до Усть-Маны, но что там делать, если вы едете не на свою дачу?
Круги на воде
По мнению руководства «ПассажирРечТранса», все скоростные линии на Енисее, кроме «дачной» до Усть-Маны, «убил» автотранспорт — до Дивногорска и Енисейска быстрее и дешевле добраться на своей машине, маршрутке или автобусе.
Да, билет на автобус до Енисейска почти в два раза дешевле, чем на скоростной теплоход. Но мне вспоминаются служебные поездки в этот город, в частности на последнюю «Енисейскую уху» (оцените иронию — на праздник реки, рыбы и ухи ехать на автобусе вдоль Енисея), состояние дорог, относительная теснота в автобусе и разговоры коллег-журналистов о том, что хорошо бы обратно в Красноярск вернуться по реке, пусть даже и за большие деньги, а не трястись по жаре и пыли.
Увы, теперь гордость «ПассажирРечТранса» — современные глиссеры типа А-45-1 («Енисейск», «Красноярск», «Михаил Годенко» и «Иван Назаров») — из Красноярска в Енисейск ходят лишь пять раз за всю навигацию с начала июня по начало октября, а из Енисейска в Красноярск — только два! В остальное время они заняты на «северной» линии Енисейск — Бор и «дачной» Красноярск — Усть-Мана.
Летавшие над волнами суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Восход», «Метеор» выведены из эксплуатации и ждут то ли разделки, то ли покупателя. Глава «ПассажирРечТранса» Леонид Фёдоров сказал, что «Восходами» заинтересовались в Якутии, и, возможно, скоро они снова будут носиться, правда, уже по Лене.
К сожалению, происходящее на речном пассажирском транспорте в Красноярском крае всё больше напоминает то, чем характерен муниципальный общественный транспорт Красноярска: падает объём перевозок — сокращается подвижной состав — увеличиваются интервалы движения — падает объём перевозок… И так далее круг за кругом на фоне роста цен…
Успеют ли до полного исчезновения дальних пассажирских перевозок на Енисее сменить ветеранов, «Чкалова» и «Матросова», новые суда, о которых не раз говорили специалисты краевого Минтранса?
Фото автора:
Пасынки
[img src=http://sjkrsk.ru/wp-content/flagallery/pasy-nki/thumbs/thumbs_pasy-nki_02.jpg]160
На набережной Енисея в День работников морского и речного флота в Красноярске
[img src=http://sjkrsk.ru/wp-content/flagallery/pasy-nki/thumbs/thumbs_pasy-nki_03.jpg]180
Затон Красноярского судоремонтного завода[img src=http://sjkrsk.ru/wp-content/flagallery/pasy-nki/thumbs/thumbs_pasy-nki_04.jpg]130
Дизель-электроход «Композитор Калинников», превращённый в гостиницу[img src=http://sjkrsk.ru/wp-content/flagallery/pasy-nki/thumbs/thumbs_pasy-nki_05.jpg]130
Дизель-электроход «М. Ю. Лермонтов» в Галанино[img src=http://sjkrsk.ru/wp-content/flagallery/pasy-nki/thumbs/thumbs_pasy-nki_06.jpg]110
Один из проектов пассажирского судна для линии Красноярск — Дудинка
Газета «Красноярский рабочий», 7.09.2013