Пасынки великой реки
Теперь здесь почти ничто не нарушает покой уток, которых подкармливают горожане. И только баржи, стоящие на якорях вдали, у острова Татышев, напоминают, что река судоходна…
Помню, как мы, пацаны, проводившие немало свободного времени на реке, завидовали экипажам судов, отправлявшихся бороздить воды Енисея. Большой удачей считались редкие случаи, когда кто-нибудь из команды теплоходов, буквально носом в берег приткнувшихся у входа в затон, разрешал нам ненадолго подняться на борт. Теперь на этом месте постоянную прописку имеет лишь одно судно — списанный дизель-электроход «Литва», превращённый в плавучую гостиницу с рестораном. Не думаю, что шумные компании, веселящиеся на борту этого судна,— достойный объект зависти для современных девчонок и мальчишек. Хотя именно четыре однотипные дизель-электрохода, ставшие «на пенсии» плавгостиницами и ресторанами,— теперь самые массовые и самые неподвижные представители крупного пассажирского речного флота в Красноярске.
Последний из могикан
Их было девять на Енисее — построенных в Чехословакии дизель-электроходов проекта 785. Гибель в 2011 году на Волге однотипной «Булгарии» стала чёрной меткой для всех судов проекта — не разобравшись в истинных причинах катастрофы, Минтранс просто запретил эксплуатацию аналогичных дизель-электроходов.
Позднее после многочисленных проверок запрет сняли, но понизили судам класс с «О» (озёра и водохранилища) до «Р» (река). А ведь все эти девять дизель-электроходов на Енисей из Европы пришли не по воздуху или суше, а по Северному морскому пути! При взгляде на эти низкобортные, откровенно речные суда поверить в такое невозможно, но это именно так. Значит, у «Булгарии» проблема была не в конструктивных недостатках, а в неисправленных дефектах и неумелых действиях экипажа.
Впрочем, «мёртвые сраму не имут»: большинство судов 785-го проекта уже выведено из эксплуатации. Кроме упомянутой «Литвы», которая стоит позади Торгового центра на правобережье, напротив Театральной площади можно видеть бывший «Антон Рубинштейн», а ныне — «Капитанский клуб». Около здания бывшего (тоже бывшего!) Речного вокзала стоит бывшая «Латвия» — ныне «Маяк». Далее на Стрелке — бывший «Композитор Калинников», теперь — «Виктория». А ещё вдали от посторонних глаз в затоне Красноярского судоремзавода тихо ржавеют «Ипполитов-Иванов», «Композитор Прокофьев», «Михаил Годенко» и «Капитан Родин», списанные в 2004—2005 годах.
Последний живой представитель этого семейства «электричек» (прозвище дизель-электроходов проекта 785) «М. Ю. Лермонтов» из-за понижения класса с 2011 года ходит по Енисею не до Дудинки, как делал это более пятидесяти лет, а только до Игарки, и это его последняя навигация.
— У «Лермонтова» истекает срок действия разрешительных документов Российского речного регистра. Чтобы ему выйти в навигацию 2014 года, необходимо будет очередное предъявление Регистру с подъёмом в док или на слип и множество предварительных работ, по сути капитальный ремонт. Это очень затратно ( примерно 30 миллионов рублей), — приводит экономические обоснования генеральный директор ОАО «ПассажирРечТранс» Леонид Фёдоров. — Наш водоизмещающий флот («Чкалов», «Матросов» и «Лермонтов») в среднем в навигацию перевозит 11— 12 тысяч человек, при этом 25—30 процентов пассажиров приходится на линию Красноярск — Дудинка — Красноярск, а «Лермонтову» с 2011 года разрешено ходить только до Игарки. Мы посчитали пассажиропоток, затраты, необходимые для продления эксплуатации «Лермонтова», и пришли к выводу, что два теплохода — «Чкалов» и «Матросов» — справятся с существующим объёмом перевозок.
Таким образом, из четырнадцати больших пассажирских «белых теплоходов», бороздивших в советские времена волны Енисея, к следующей навигации на социально значимой линии, соединяющей север Красноярского края «с материком», останутся только два самых крупных. «ПассажирРечТранс» уже второй год реализует программу постепенной подготовки в межнавигационный период теплоходов «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» к переосвидетельствованию. В результате первый из них сможет ходить до 2020 года, второй — до 2019-го.
Арифметика против романтики
Но почему столь скромен (немногим более 10 процентов от общего числа пассажиров, не считая паромы) пассажиропоток на социально значимой линии Красноярск — Дудинка — Красноярск? Одна из причин — дороговизна билетов. Судите сами: проезд до Дудинки или обратно в каюте 1-го класса стоит свыше15 тысяч рублей при том, что авиаперелёт до Норильска или обратно — немногим более 10 тысяч. Тут и большой поклонник Енисея призадумается… Тем более что 1-й класс на судах полувековой давности — это лишь мягкие диваны да свой умывальник в каюте, а удобства (туалет, душ) — общие на палубе. Попытка сэкономить за счёт жёстких полок (но в любом случае с матрацами и бельём), отсутствия умывальника и иллюминатора вместо окна позволит вам снизить цену билета более чем в два раза, но всё-таки это около 6 тысяч рублей за место в каюте 3-го класса на нижней палубе.