Кто делит красноярский шинный завод?
Вокруг ЗАО «Красный яр — ШИНА» — обанкротившегося правопреемника красноярского шинного завода — разгорается скандал. За право назначить на предприятие своего конкурсного управляющего сцепились два кредитора — один из Москвы, другой с Сейшельских островов.
Оба претендента, по уверению сторон, располагают векселями за подписью экс-директора предприятия Олега Деева с долговыми обязательствами на сумму более 1,4 млрд руб. В отношении самого директора возбуждено уголовное дело.На предприятии считают, что имеют дело с попыткой рейдерского захвата и спланированной медиа-кампанией против завода: по версии руководства, за одним из кредиторов стоят конкуренты с Алтая, желающие получить доступ к оборудованию красноярского предприятия.
ДЕЛА.ru связались с обеими сторонами конфликта и попытались разобраться в ситуации.
По словам экс-руководителя предприятия Олега Деева, в апреле–мае текущего года в ряде СМИ появились заказные статьи, очерняющие события на территории красноярского шинного завода и вокруг предприятия ЗАО «Красный яр — ШИНА», которое сейчас находится в стадии конкурсного производства по банкротству.
По мнению Деева, негативный фон вокруг предприятия нагнетается намеренно — по заказу московского ООО «Контакт», которое является правопреемником «Московского шинного завода — М» (МШЗ), одного из кредиторов предприятия.
Сейчас в Арбитражном суде «Контакт» пытается добиться преимущественного права среди других кредиторов (всего, по оценке Деева, в реестре порядка 30–40 юрлиц). В качестве аргумента москвичи предъявляют векселя за подписью Деева на 690 млн руб.
В споре за преимущественные права «Контакту» противостоит компания SUNFLOWER ADVENTURES LTD (Сейшельские острова), также предъявляющая долговые обязательства — уже на 730 млн.
По словам Деева, история появления векселей уходит в середину нулевых.
«В 2005 г. красноярский шинный вошел в группу компаний АМТЕЛ. Холдингу принадлежало несколько заводов, в том числе предприятие в Голландии. В 2006 г. руководство АМТЕЛа решило через голландский завод выйти на IPO и для создания хорошей кредитной истории списало долги на ЗАО «Красный яр — ШИНА», — рассказывает Деев.
Тогда и появились векселя на 690 млн руб., выписанные АМТЕЛу.
В том же 2006-м Красноярский шинный вышел из холдинга и вплоть до кризиса 2008 г. работал, по мнению бывшего генерального директора, вполне успешно. Перед дефолтом месячный фонд заработной платы составлял 15 млн руб. в месяц, предприятие платило в бюджет ежемесячно 14 млн руб. налогов.
Однако кризис 2008 г. подкосил производство.
«Тогда дебиторы — наши должники — перестали с нами рассчитываться, заморозились вообще все платежи. Из-за этого на начало 2009 г. перед нами была задолженность порядка 70 млн руб., а наш долг по заработной плате, который возник за второе полугодие 2008 г., составил порядка 35 млн руб.», — рассказывает Деев.
В такой ситуации, по его словам, «все силы были брошены на то, чтобы решить вопрос с зарплатами».
«С дебиторами мы разбирались через суды и добились, что из этих 70 млн руб. свыше 50 нам вернули. Все пошло на оплату долгов по зарплате и налогов», — сказал Деев.
По словам совладельца компании ЗАО «Красный яр — ШИНА» Игоря Шамко, Деев под давлением надзорных органов, требовавших немедленно погасить долг по зарплате, продал ряд объектов недвижимости и часть оборудования предприятия.
Вырученные средства пошли на выплату зарплаты.
«Но, учитывая ситуацию, у ЗАО «Красный яр — ШИНА» создалась задолженность перед налоговыми органами — 6 млн руб. Для предприятия, которое в 2007 г. имело миллиардный оборот за год, 6 млн руб. — это капля в море. Но налоговики подали в суд и инициировали процедуру банкротства», — продолжает рассказ Деев.
Предприятие оказалось на первом этапе банкротства — под внешним наблюдением.
Тем временем вексельные права холдинга АМТЕЛ перешли к ЗАО «Московский шинный завод — М», которое не замедлило ими воспользоваться.
«Уже в процессе наблюдения — все полтора года — москвичи пытались оказывать давление на суд и правоохранительные органы путем написания заявлений, требований ускорить процедуру и перейти ко второму этапу банкротства, который позволил бы им назначить своего конкурсного управляющего», — рассказывает Деев.
Через некоторое время ЗАО «Московский шинный завод — М» переуступило свои права требования по векселям ЗАО «Контакт».