Эхо минувшей трагедии
В машинном зале, где четыре года назад разворачивалась трагедия, уже ничего не напоминает о тех печальных днях – сделан ремонт, следы воды стерлись. Только за электрощиток кто-то воткнул букетик искусственных цветов. В кратере второго гидрогенератора, который при аварии вырвало с корнем, идет сборка узлов для других машин. Специалисты говорят: таким образом удается сократить время ввода в действие турбин. На сегодня из десяти гидрогенераторов восстановлено уже шесть.
– В этом году мы планируем ввести еще один агрегат – № 5, – поясняет заместитель главного инженера СШГЭС Дмитрий Рыбалко. – А на будущий год – № 4, 3 и 2.
Зам. главного инженера уверяет: руководство компании извлекло из аварии уроки. Для безопасности станции предприняты и технические, и административно-организационные меры. Например, авария случилась потому, что раньше на ГЭС не было резервирования питания основных источников, которые перекрывали доступ воды в машинный зал. То есть затворы не управлялись. А сейчас дополнительные дизельные станции появились на гребне плотины. Сами аварийно-ремонтные затворы нынче управляются автоматически – их можно закрыть и из машзала, и с центрального пульта управления. На гребне плотины теперь круглосуточно дежурит оперативник, который управляет затворами верхнего бьефа. Людям запрещено находиться в помещениях на условно затопляемых отметках в нерабочее время. А каждый сотрудник получил специальный бейдж с электронной начинкой, который облегчает поиски человека, где бы он ни находился. Сама турбина отныне изготавливается из высокопрочной стали, изменена ее конструкция, а крышка закрывается на усиленные шпильки. На всех элементах установлены датчики виброзащиты. В случае опасности эта система может даже остановить агрегат и сбросить аварийно-ремонтный затвор верхнего бьефа.
– Мы стали пионерами внедрения системы виброзащиты, сейчас она вводится на всех станциях компании, – хвалится Дмитрий Юрьевич.
Но главная причина аварии, считает зам. главного инженера, кроется в том, что станция при проектировании не была рассчитана на такое развитие событий. Ведь в истории гидроэнергетики подобного никогда не случалось. Теперь мир узнал, чего стоит опасаться. Изменен подход к проектированию ГЭС. На Саяно-Шушенской постоянно работают представители Ленгидропроекта и «Силовых машин» – изучают опыт.
Тело плотины от аварии не пострадало, уверяют специалисты. Но дополнительные датчики безопасности появились и в нем. Сейчас плотина лишь отгораживает Енисей от водохранилища, сдерживает его напор и иногда напоминает о том, что жива, небольшим ручейком, струящимся между трубами водоводов. Как будто пускает слезу.
[box color=»white» icon=»information»]Справка
Утром 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошло увеличение амплитуды вибрации турбинного подшипника до 840 микрон при максимально разрешенном значении до 160 микрон. От вибраций разрушились крепления крышки турбины запущенного резервного гидроагрегата № 2, и ее сорвало. Вода хлынула в машинный зал, круша оборудование, и заполнила его за 17 секунд. В это время в залах ГЭС находились 300 человек – сотрудники станции и подрядных организаций. Часть из них не успела выбраться из помещений. Погибли 75 человек. 13 получили травмы. Енисей был загрязнен вытекшим из станции машинным маслом. Его утекло более 40 тонн, пятно растянулось по реке на 5 км. На ГЭС были уничтожены три гидроагрегата и повреждены остальные семь. Ущерб, по оценкам «РусГидро», составил более 40 млрд рублей.
[/box]
Газета «Наш Красноярский край», 16.08.2013