Проповедь священника + проповедь журналиста

Мученики. Часть 1

Экранизация проповеди отца Георгия Сикварулидзе

В салоне искусств Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края в рамках постоянных встреч творческой гостиной «Благозвучие» Клуба православных меценатов прошла презентация фильма «Мученики» тележурналиста Дмитрия Астафьева.

На 80-й по счету встрече была представлена необычная экранизация проповеди отца Георгия Сикварулидзе (Кутаиси, 6 сентября 1953года), в которой рассматривается христианское осмысление «вечной» проблемы страданий. О новой работе рассказывает Татьяна Попова, соб. корр. по Красноярскому краю службы новостей «Русского Салона» в Стокгольме.

Дмитрий Астафьев предпринял редкую попытку экранизировать проповедь священника языком документально-художественного кино. В результате получилась своего рода двойная проповедь: слова и мысли священника дополняются киноразмышлениями Дмитрия Астафьева, которые тоже можно рассматривать как своеобразную проповедь, заставляющую размышлять и задавать себе новые вопросы. Недаром презентация состоялась на дискуссионной площадке «Альтернативное кино» и вызвала жаркие дебаты. 15-минутную «проповедь» создало творческое объединение «Люди» (Красноярск 2010 год). Автор сценария, режиссер — Дмитрий Астафьев. Оператор — Денис Иванов. Монтаж — Олег Харламов.

Немного об авторе – Дмитрии Астафьеве. Родился он 22.02.1976 года в городе Назарово (Красноярский край). Окончил Красноярский государственный аграрный университет, получив диплом экономиста. Учился в Московском Свято-Тихоновском Богословском институте (катехизатор) На телевидении дебютировал в 2000-м году как репортер экономического ежедневника «Дела» (КТК «Афонтово»). С 2003-го и по сей день – редактор и ведущий (вместе с Владимиром Перекотием) популярной программы «Коробка передач». В составе этого проекта в 2004 году Дмитрий стал обладателем премии «ТЭФИ-регион».

Дмитрий Астафьев

 

Фильм представляет собой редкую попытку экранизировать проповедь, именно проповедь, а не рассказ или пьесу. Мы попытались вывести слово священника за пределы храма и донести его до светской аудитории, сознательно отказавшись от подачи материала средствами традиционного православного кино — работа снята и смонтирована в современном ключе, привычном для телезрителей XXI века. Главные герои – не иконы, свечи или священники, а самые разные люди (большие, маленькие, сильные, слабые, умные, красивые, странные и т.д.). И через образы этих людей мы хотели донести спорную и непростую для восприятия мысль о том, что каждый из нас, в той или иной степени, мученик. А осознанное мученичество способно сделать человека счастливым. Фильм содержит несколько «провокационных» моментов, но исключительно для того, чтобы побудить зрителя к мыслительному процессу, полемике и дальнейшему пониманию важных истин. После военных событий августа 2008 года сам факт того, что люди в России с сердечной теплотой переосмысляют творчество выходцев из Грузии – уже так или иначе несет в себе элемент вызова. Фильм сделан нашей съемочной группой в свободное от работы время за пять месяцев и уже демонстрировался в эфире канала «ТВ Центр. Красноярск». Проект представлен в Интернете на крупнейшем международном видео-портале «youtube.com». Английские субтитры позволят понять смысл короткометражки и иностранной аудитории.

автор проекта Дмитрий Астафьев

ИЗ ПРОПОВЕДИ отца Георгия Сикварулидзе (город Кутаиси, 6 сентября 1953 года)… Эти слова звучат в фильме, когда на экране возникают кадры, имеющие отношение к третьему тысячелетию, но одновременно напоминающие нам о прошлых веках и мучениках, которые покинули сей мир, но остались в душах тех, кто живет сейчас… И ты понимаешь, что они придут даже в души тех, кого еще нет на свете…

«Когда правящий режим начинает гонения на инакомыслящих, дело всегда заканчивается уничтожением повстанцев, скорым забвением их идей и лидера. Но пару тысячелетий назад закономерность дала сбой. Римская империя подвергла жесточайшим преследованиям кучку христиан – и потерпела сенсационное фиаско, не имеющее аналогов в истории. Имена безвестных жертв, затравленных в Колизеях, мы знаем лучше, чем имена овеянных славой императоров.

Одной из основ парадокса стало чудо мучеников. Людей, которые не отрекались от Христа, подвергали пыткам и казнили. Будь это акт голой воли страдальца, мучения приняли бы немногие. Но дело в том, что каждое истязание мученика сопровождался реальным Чудом. В МОМЕНТ ПЫТОК ПЕРЕД СТРАДАЛЬЦЕМ РАЗРЫВАЛАСЬ НАДВОЕ ЗАВЕСА ТАЙНЫ СМЕРТИ. И ОТТУДА БИЛ СВЕТ ВОСКРЕСЕНИЯ.

Страдающего лично встречал и целовал Господь, первый прошедший по мученическому пути христианства. В момент наивысших физических страданий человек переживал наивысшую свободу духа. И такая смерть меняла окружающих. Публика покидала Колизей не только насытившись привычным шашлыком из человеческого мяса, но и опьяненная древним и юным Вином Вечной Жизни. И назавтра часть зрителей перебиралась с трибун на арену, чтобы также последовать за Христом. На крови этих смельчаков, целуемых Богом, выросла наша Церковь.

Древние мученики смотрят на нас с небес, и мы восхищаемся их подвигом. Утверждение, что Бог цинично наблюдает за Творением и Историей со стороны, как экспериментатор за насекомым – оскорбительно для Вселенной, бессмысленно для человека и унизительно для Бога. Бог присутствует в гуще событий. Он там, где падают бомбы, рвутся жилы и кипит кровь. И теперь, для каждого из нас, Он — Друг по одиночеству. Сосед по палате. Брат по оружию. Просто Брат… Придя на Землю, Творец не отменил и не объяснил страдания. Он – принял их. Он стал не палачом, а Жертвой. Мистическим образом Господь продолжает висеть на Голгофском кресте, и Он будет терпеть муки до всеобщего Воскресения… И когда власти, врачи, близкие ставят на нас крест — Он этот крест держит. И твоя боль – это боль Бога. ПОЭТОМУ ПОМНИТЕ: ЛЮБОЙ, КТО ПРИЧИНЯЕТ ДРУГОМУ БОЛЬ – ВБИВАЕТ СВОЙ ГВОЗДЬ В РУКИ СТРАДАЮЩЕГО НА КРЕСТЕ СПАСИТЕЛЯ.

Если чудо замедлить в тысячи раз – оно от этого не перестанет быть чудом. И наша с вами жизнь представляет собой акт мученичества, растянутый на всю жизнь. Приговор приводится в исполнение не единым взмахом меча, а миллионами мелких уколов, вредных микробов и холодных слов. Все эти удары судьбы можно сравнить с орудием древнего палача. Но в руках Бога оно перековалось в скальпель, которым Он врачует наше эго — чтобы явить нам наше подлинное Я — бесценное, как слеза младенца, и чистое, как бриллианты Небесного Иерусалима. К сожалению, мы часто бываем ослеплены своими проблемами, отчего не замечаем, как из наших ран сочится молоко и источается миро. НО ПОНИМАНИЕ ТОГО, РАДИ КОГО И С КЕМ СТРАДАЕШЬ, ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА БЛАЖЕННЫМ.

Вселенная балансирует на грани Вечности и Небытия. Но упорство сынов Адамовых и танцы его дочерей склоняет ее в сторону Жизни. КАЖДЫЙ, КТО УМЕЕТ УЛЫБНУТЬСЯ СКВОЗЬ ХМУРЬ СТРАДАНИЙ — НАНОСИТ ПОРАЖЕНИЕ ДЬЯВОЛУ! Время относительно. Суть — непреложна. ПОЭТОМУ — ПУТЬ МУЧЕНИКА – ЭТО ПУТЬ БОГА. Древние мученики смотрят на нас с Небес и восхищаются нашим подвигом».

отец Георгий Сикварулидзе

 

Вот это и есть словесная, философская суть фильма тележурналиста Дмитрия Астафьева. Пересказывать же видеоряд – дело неблагодарное. Это надо просто посмотреть, и тогда вам станет ясно, почему 15-минутную работу коллеги я назвала художественно-документальной. В фильме участвуют такие актеры, которым могли бы позавидовать народные артисты.

Специально для сайта СЖ КК. Особая благодарность координатору гостиной «Благозвучие» Клуба православных меценатов Елене Владимировне Вороновой за приглашение на презентацию и предоставленные материалы.

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв