Суровая школа жизни
Для Татьяны Петровны Борисовой 1 сентября – особый день, впрочем, как и для всех людей ее профессии. Учитель начальных классов с 50-летним стажем, Татьяна Петровна и спустя годы после окончания работы в школе всегда с трепетом наблюдает за празднично одетыми ребятишками, спешащими с букетами цветов к любимым учителям, и вспоминает свои Дни знаний и своих многочисленных учеников.
Тернистый путь к знаниям
Тане всегда нравилось учиться. Несмотря на жизненные трудности, преследовавшие девушку с раннего детства, она и помыслить не могла, чтобы бросить школу.
Таня потеряла мать в раннем детстве. Отец вновь женился, и девочка несколько лет жила в его семье. После окончания Таней второго класса ее забрала к себе старшая сестра Женя, хоть и сама жила небогато. Через два года Тане пришлось поехать жить к тетке по отцу, 7-й класс она вновь училась у старшей сестры, в деревне Каменке.
Восьмой класс Таня осваивала уже в военное время. Она на тот момент переехала к брату Ивану в Тасеево – он позвал сестренку помочь нянчиться с грудным сыном. До сих пор в мелочах помнит Татьяна Петровна, с каким трудом она тогда добралась до него.
— По Ангаре катеришки ходили, ребятишек бесплатно брали. На одном я до Мотыгино доехала. А надо до Тасеево. Хожу по берегу туда-сюда, думаю – как добраться? Откуда ни возьмись – две женщины, идут в Тасеево. Вот я к ним и примкнула. Через Ангару переехали – и пошли пешком. А вокруг – сплошной лес темной стеной, идешь – только небо видишь и верхушки сосен. Четыре дня были в пути. День идем, не останавливаясь, на ночь в какой-нибудь деревне переночевать попросимся. Война была, люди побаивались, а пускали.
Только два месяца отучилась в школе Таня, как брата перевели председателем в другой поселок, где школы не было. Ему надо ехать, Тане – забыть об учебе. Не один вечер проплакала девушка, так ей хотелось продолжать получать знания. Выручила одноклассница Мотя, позвавшая Таню жить к ним. Отец у Моти был на фронте, жили они с матерью и младшим братом. Таня осталась.
Сказать, что девочке трудно пришлось – значит, ничего не сказать. Денег не было, есть нечего. Семья подруги сама еле сводила концы с концами, чтоб кормить чужой рот – и разговору не было. В школе давали 150 граммов хлеба в день, да и хлеб-то – одно название. Съест Таня эти граммы прямо возле школы – и до следующего дня.
— Чем жила? Кружева вязала. Ниточки стоили 10 копеек: вот свяжу, на базаре продам, 15 копеек заработаю. Пришла весна, экзамены надо сдавать, а я на третий этаж школы еле поднимаюсь, тело опухло от постоянного голода. Спасли оттаявшие колоски. Насобираешь зерна килограмм: 800 граммов – государству, 200 – тебе. Высушишь зерна, раздолбишь в ступке, лепешечек напечешь. Так и выжила.
За 8 класс в табеле об успеваемости у Тани только одна удовлетворительная оценка – по немецкому языку. И то только потому, что до этого она изучала английский. Этот документ об образовании и сейчас хранится в семье Татьяны Петровны как память о том страшном голодном годе и как символ силы духа девочки, стремящейся к знаниям.
Замечательный учитель, добрый и внимательный. Мне совсем немного посчастливилось учиться у Татьяны Петровны. Она вела у нас труды. Всегда говорила:»Учитесь девчата, все в жизни пригодится,и борщ сварить, и юбку сшить!» Спасибо автору за замечательный очерк и память.