Люди и были Диксона
Говорят, что Север – не только «крайность» сам по себе, он еще и толкает на крайности других: люди либо заболевают им навсегда, либо никогда больше не возвращаются. Герард и Алла Лубнины из первой категории, – в начале 70-х они приехали на Диксон, который стал для них не только новым домом, но и отправной точкой серьезных исторических исследований.
На Большой земле о Лубниных узнали, благодаря фильму «Челюскин ехал по Таймыру», снятому красноярским режиссером Галиной Захаренко. Сотрудники заповедника Большого Арктического, в прошлом строители морских портов на Новой Земле, выйдя на пенсию, они полностью посвятили себя краеведению. Казалось бы, откуда здесь, на крайнем севере Азии, сохраниться обломкам истории? Помог суровый климат Арктики, прекрасно консервирующий те редкости, за которые отдали бы последнее многие ученые.
Лубнины вот уже более 20 лет погружены в историю Великой Северной экспедиции, посланной Петром I для обозначения самых северных границ Российского государства, размеры которых в то время никто не знал.
Девять ее самостоятельных отрядов в 1733-1743 гг. двигались к берегам Ледовых морей (так тогда называли моря будущего Северного Ледовитого океана), исследовали Северный морской путь, берега Камчатки и Курил, устья сибирских рек. На Таймыр продвигалось два отряда со стороны рек Лена и Обь – Обско-Енисейский и Ленско-Енисейский. Участники экспедиций составляли карту берега от устья Оби до Енисея, от Енисея до Хатанги, от Хатанги до Лены. Имена Овцына, Стерлегова, Минина, Харитона Лаптева, Челюскина, Василия и Татьяны Прончищевых остались в истории и названиях, а супруги Прончищевы нашли на Таймыре и последний приют. Сохранила Таймырская земля и следы экспедиций Толля и Норденшельда, Нансена и Амундсена, Вилькицкого и Бегичева, прошедших здесь в 19-20 в.в. Совсем немного не дошли до Диксона матросы с затертой льдами шхуны «Мод» – Тессем и Кнудсен, – гурий сегодня отмечает место их гибели, а в Диксоне стоит памятный камень над могилой норвежского моряка. Смотрит в Карское море с постамента и бронзовый Никифор Бегичев, – под ногами скульптуры покоятся останки знаменитого полярника, погибшего в 1926 году на пясинской зимовке. Что характерно, все захоронения на Таймыре расположены в цоколях одноименных памятников.
Для Лубниных, за всеми этими именами стоят не просто исторические персонажи, а реальные люди, благодаря отваге и упорству которым с карты мира исчезли огромные белые пятна. Спустя столетие после последних масштабных исследований Арктики, Алла и Герард составляют свои карты – погибших таймырских экспедиций. Помогают в их исследованиях энтузиасты – жители Диксона, которые, несмотря на чудовищную разруху, царящую в поселке, не собираются его покидать. Как и сами Лубнины, считающие тему первооткрывателей Севера делом всей своей жизни. Таким же делом исследование Арктики было и для тех самых первооткрывателей. История русского севера продолжается…
Опубликовано в журнале «Наводка туристу» №47, 2012 г.
[togglebox state=»open» head=»Красноярские перья — 2012″ ]Участник номинации «Лучший очеркист»[/togglebox]
Прожив часть жизни в Диксоне, попробую возразить автору. Насколько я знаю, Никифор Бегичев захоронен на в Диксоне. Еще в 1988 году, с разрешения Прокуратуры, было проведено вскрытие «захоронения» и ничего. Возможно, конечно, я не правильно понял автора. Тогда, прошу прощения.
Скажу сразу, я Лубниных знаю с 1983 года. И дружен с это семьей. Перерыл свой арктический архив м нашел газету «Труд» за 1985 год, где помещен большой очерк о семье Лубниных. Это было за много лет до фильма, о котором вы пишите. Аккуратнее с заявлениями типа «На Большой земле о Лубниных узнали, благодаря фильму «Челюскин ехал по Таймыру», снятому красноярским режиссером Галиной Захаренко.». До нее узнали о Лубниных на «большой земле». До нее. В конце 80-х и в начале 90- Герард И Алла были активистами побратимских отношений Диксон (СССР) — Диксон (США). Часто давали интервью Центральному телевидению и центральной прессе. Благодаря этому о них тоже узнавали «на большой земле». И тут вы опять поторопились со своими выводами.
И последнее. До середины 50-х годов на месте памятника Бегечеву стоял памятник Сталину. Это я к тому, что в памятнике или под памятником захоронен Бегичев.
С уважением. Виталий Иванов