Зона для «нежного возраста»

  • Конкурс Красноярские перья 2014
  • Номинация «Очеркист»

Всё романтично и увлекательно в книгах Макаренко: беспризорная и, как бы сейчас сказали, криминальная детвора бодро перевоспитывается трудом и коллективизмом в лучах завтрашней радости.

А как в нынешних условиях, в наступившем совсем другом завтра, перевоспитывают юных правонарушителей? Есть ли шанс у общества получить добропорядочных граждан из числа тех, кто в «нежном возрасте» преступил закон? Да ещё как преступил — тяжко, зачастую не по-детски жестоко и мерзко…

За ответами на эти вопросы наш корреспондент отправилась в Канскую воспитательную колонию ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Книга на флаге

На сегодня для несовершеннолетних преступников в крае действует единственная колония. Появилась она в 1939 году, когда произошло разделение городской тюрьмы Канска на тюрьму и трудовую колонию, которая сначала была не только для подростков. В разные годы менялись статус и название учреждения, она была и трудовой, и воспитательно-трудовой. В 1997 году произошло реформирование системы исполнения наказаний, вследствие чего Канская колония стала воспитательной, нацеленной на создание условий для формирования социально-адаптированных и законопослушных молодых людей.
На сегодняшний день с точки зрения применения прогрессивных методик пенитенциарной науки и практики, гуманизации системы наказания и современного уровня обустройства Канская ВК считается лучшей в России и по форме, и по содержанию.
Много здесь бывало именитых визитёров, депутатских и зарубежных делегаций. Уезжали все в потрясении. Рассказывают, что уполномоченный по правам ребёнка при президенте России Павел Астахов, также побывавший в колонии, в сердцах воскликнул: «В тюрьме так хорошо не должно быть!» Признаюсь, и меня покалывали противоречивые чувства — нужно ли уж так пестовать «деток», за которыми не одно правонарушение? Да что там, у некоторых такие преступления за спиной, что содрогнёшься: убийства, изнасилования малолетних, разбои, серии дерзких угонов… И возраст далеко не пионерский, только одному из 62 воспитанников исполнилось 15 лет. Улыбчивый такой, рыженький, будто солнышко, глазами так доверчиво хлопает, что хочется по стриженой головке погладить. Осуждён этот «лапочка» за разбой. Неслабый такой…
— И всё-таки они дети! И до каждого ещё можно достучаться, нужно только такой молоточек найти! — говорит начальник колонии, полковник внутренней службы Олег Гутник.- Из опыта работы со взрослыми осуждёнными могу сказать, что несовершеннолетние — непредсказуемые. Порой не знаешь, чего от них ожидать, как твоё слово отзовётся… Вроде на словах всё понял, соглашается, признаёт, но тут же делает всё наоборот. Психика ещё неустойчивая, много наносного от криминальной романтики. Но хоть они и детины по росту, в душе каждого из них живёт ребёнок, где-то недолюбленный, непонятый, непринятый, чем-то травмированный в детстве. Вот наблюдаешь, как они увлечённо занимаются в кружках, как смотрят кино, как выходят на сцену выступать — ну нормальные ребятишки, радостно открывающие мир и себя. Как-то демонстрировали фильм о матери, так «самые-самые» носами хлюпали. Порой и понять невозможно, что их душу перевернёт.
Увидев строй этих «недобрых молодцев», поначалу и не представить, как они могут хоровод на Масленицу водить, поздравительные открыточки вырезать или в кружке юного натуралиста заниматься (этот факт меня вообще в ступор ввёл). А занимаются с охотой! Приходят сюда по рекомендации психологов, но «прикипают» все. Наверное, знающим их на свободе тоже не представить, как отпетый хулиган и неуч возится со зверушками, как заворожённо слушает щегла Гошу, трепетно ухаживает за рыбками, заботливо потчует морского свина Фрола…
Детство, затменное мраком, непрожитое всласть, прорывается и в рисунках участников художественной студии. На мольбертах, что расставлены в красочно убранной просторной комнате,- рыцари, фантастический кот, цветы. На стеллаже — ярко и забавно расписанные матрёшки. Из книг в библиотеке (очень даже не скудной) самыми читаемыми являются сказки. Многие впервые открывают для себя сказочный мир, всерьёз приобщаются к чтению. Характерно, что на флаге колонии, придуманном самими ребятами, изображены гусиное перо и открытая книга. Как символ хороших знаний и творчества, что открыли здесь?..
В 2010 году по решению ГУФСИН России было начато перепрофилирование Канской ВК в воспитательный центр для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Этот проект сейчас практически завершён, основные задумки исполнены. И как! В апреле этого года в колонии был открыт спорткомплекс с самым современным оборудованием, актовым залом и кабинетами дополнительного образования.
Для воспитанников, рассказывают сотрудники, это самое притягательное место. Спортзал — на зависть многим школам и училищам. Актовый зал (он же кинозал в формате 3D) оснащён самой ультрасовременной звуко- и видеотехникой. Для «артистов» (а таких здесь немало, в том числе и призёров Всероссийского конкурса среди осуждённых «Калина красная») есть отдельные гримёрные.
Оборудование такого же уровня и в хореографическом зале, где парни воодушевлённо оттачивают мастерство хип-хопа. А настолько шикарно оснащённой студии игры на гитаре нет, наверное, ни в одной музыкальной школе края! Почти десять лет при колонии действует и студия кабельного телевидения — воспитанники небезуспешно пробуют себя в тележурналистике. В этом году студийцы заняли первое место на Всероссийском конкурсе «Амнистия души» за фильм «Один день из жизни колонии».
Помимо прочего, есть в колонии кружок по судо- и авиамоделированию. Новый станок позволяет объёмно проектировать «в цифре» изделия самой большой сложности, так что изготовленные из щепочек крейсеры и ладьи ждёт большее совершенство.

Учиться и трудиться!

В профтехучилище при колонии готовят специалистов по 12 направлениям, самым востребованным на рынке труда — от автослесаря, озеленителя до пекаря и каменщика, отделочника. Будущие строители осваивают производство инновационных панелей, навесных потолков. Некоторые уже трудятся на производстве. В учебном классе хранятся дипломные работы бывших выпускников училища. Так, от бывшего воспитанника, по общему признанию, рукастого парня, остался макет камина «Акула», который он спроектировал и сделал сам.
Руководство колонии намеревается построить свинарник, разводить свиней. Ребята, находящиеся на льготном режиме, рассуждает Олег Гутник, вполне могли бы там работать — желающие найдутся, особенно из сельских.
— Я сторонник предельной занятости воспитанников. В работе они совсем другие: уходят замашки, сглаживаются отрицательные черты, вообще как-то открываются по-новому. И особенно энтузиазм появляется, когда сотрудники с ними рядом работают. Я и сам с ними землю кидаю, когда новый стадион строим или территорию обустраиваем. В этом мы продолжаем традиции Макаренко. Однако на современном этапе от коллективного уходим, сейчас в колонии нет отрядов, воспитанники разделены по четырём режимам наказания. Труд остаётся нашим главным принципом. Я убеждён, что это «золотой гвоздь» перевоспитания. Думается, если бы в жизни всех подростков было больше «рабочего момента», занятости, то и не дошли бы они до правонарушений. Как говорится, не искали бы приключений…
Трудно спорить с полковником Гутником, глядя, как некогда лихие пацаны охотно возятся с цветниками на территории, работают в теплице. Горделиво рассказывают: помидоров в прошлом году вырастили столько, что заработали на их засолке хорошую сумму. В некоторых просыпается талант ландшафтного дизайнера, благодаря чему территория украшена цветочными композициями и поделками. Красиво! Вот и мастер Александр Безруких, что обучает парней столярному ремеслу, доволен — ученики работают добросовестно, стараются всему научиться. Сейчас сооружают клетки для кур, руководство колонии замыслило построить птичник на 40 квадратных метров.

Лишь воли не хватает

В спальном корпусе, как в хорошей гостинице,- комнаты на четверых, с санузлом. Современная мебель, аккуратно застеленные кровати, стол, стулья. В некоторых комнатах, где живут те, кто на облегчённом режиме, компьютер — можно общаться по скайпу, но только с родственниками. Не у всех дома так комфортно! Но всё равно безрадостно. На прикроватных тумбочках у каждого фотография в рамочке. Чаще там мамы или сестрёнки, братишки. Самые родные, любимые люди, кто ждёт и всё-таки верит в них. Кто одинёшенек на этом свете, ставит своё изображение. И хоть улыбаются и кичливо смотрят в объектив, но горько так, настороженно.
Неволя напоминает о себе повсюду. В каждую комнату дверь с окошечком, жёсткие правила — подъём в 6.30, отбой в 22.00, днём и вечером на кровать нельзя ни прилечь, ни присесть. Это уже нарушение! Как и расстёгнутая куртка, и любое дополнение к одежде. Наказание за такие вольности хоть и не очень строгое, но ощутимое — лишение на месяц посещения тренажёрного зала или кинотеатра. Нет у ребят и общих посиделок, нельзя свободно передвигаться по корпусу и территории — только строем или в сопровождении сотрудников.
Серьёзно провинившихся отправляют в ДИЗО — дисциплинарный изолятор. Крайний срок для несовершеннолетних — 7 суток, но обычно там находятся до трёх. Вот где воли не видно! Классическая шконка — кровать, привинчивающаяся на день к стене. Днём можно сидеть на табуретке или ходить по комнате в пять шагов. На прогулку выводят, но в одиночестве. Обычно хватает одного дня пребывания здесь, чтобы оценить преимущества хорошего поведения.
Но, наверное, самый значимый признак несвободы — отсутствие сотовых телефонов. Безмобильная зона для новеньких вообще как безвоздушное пространство. Телефоны запрещены для всех, в том числе и для сотрудников. Что для молодых, вросших в сотики, особенно мучительно. И никакого курева!
Криминологические исследования выявили чёткую взаимосвязь: чем раньше до взросления попадают в колонию, тем выше возможность рецидива. Свести юнцов с уголовной дорожки, увлечь другой, нравственно здоровой, интересной жизнью, подготовить к ней трудовыми и бытовыми навыками, добротным образованием, а также психологически — из этого складывается региональная модель ресоциализации, которой так славно и целенаправленно следует Канская воспитательная колония.
На протяжении пяти лет в этом существенно помогают колонии студенты юридического института СФУ, работая по международному экспериментальному социально-психолого-правовому проекту «Шаг навстречу». Руководитель проекта, заведующий кафедрой уголовного процесса СФУ, кандидат юридических наук Александр Назаров знает дела и судьбы всех воспитанников и «выпускников», в курсе всех дел колонии, во всём принимает участие. Он возглавляет Общественный совет при ГУФСИН России по Красноярскому краю и Красноярский краевой общественный комитет по правам человека. «Назаровцы» не раз получали гранты Фонда защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, президента России, правительства края. Методические наработки учёных СФУ сейчас активно используются специалистами колонии.

Вернуться другим

Возвращение в общество перевоспитанного, морально устойчивого подростка — это главная задача, определяющая деятельность всех служб колонии. Но легко сказать — «перевоспитать»… А сам-то юный преступник хочет перевоспитываться, по-настоящему ли раскаивается в содеянном? Эти вопросы я задала начальнику психологической лаборатории Канской ВК Эмилии Кожеко.
— Приходя в колонию, все говорят о раскаянии. Но очевидно, что декларируют социально ожидаемый ответ, ведь перед колонией они все прошли через СИЗО, общение со «знатоками». Адвокаты подсказали, что, если скажешь на суде «раскаиваюсь», срок скостят. До искреннего, глубинного раскаяния доходят единицы. Что характерно для всех — внешняя обвинительная позиция («если бы меня не спровоцировали», «если бы не подбили на дело»). И вот эту установку — виноват кто-то, но не я — за несколько месяцев и даже год не исправишь, это закладывается в раннем детстве. Поэтому мы нацелены вложить понятие ответственности за свои поступки. Этого, как показывает практика, недостаёт всем подросткам.
Большая помощница в перевоспитании — школа. Педагогический коллектив успешно работает по гуманистической системе «Школа индивидуального воспитания» с использованием наследия А. С. Макаренко. В 2006 году за счёт краевого бюджета в колонии было построено новое, прекрасно оборудованное здание школы. Но как же сложно сеять разумное, доброе, вечное на испорченную «пашню»! И как отрешиться от статей учеников, не думать, что перед тобой сидит убийца, насильник?.. Какой же должен быть профессионализм и как бесконечна душевная доброта педагогов!
— Конечно, мы знаем статьи, по которым осуждены наши ученики, их уголовные дела в общих чертах, чтобы понимать, чего от них ожидать,- говорит заместитель директора школы Виктория Башкирова.- Но на мысли, на свои эмоции у нас табу. Стараемся вытаскивать из заблудших душ что-то святое, светлое, выращивать это и культивировать. Конечно, это сложные ребята. Новенькие обычно ершистые. Много ребят с серьёзными пробелами в знаниях. Есть и парнишка из цыганской семьи, ученик 2-го класса в 16 лет. Но вот второй наш цыган — Рома — стал лучшим учеником среди воспитательных колоний России. Он ещё и работает, по специальности швец. Вообще очень способный, даже талантливый. А недавно позвонила мама нашего бывшего ученика 12-го класса, он освободился в декабре. Поблагодарила за хорошее образование сына. Сдал ЕГЭ по русскому на 5, по математике на 4. Приятно.
Как рассказывает Виктория Геннадьевна, самые популярные предметы у большинства — информатика и физкультура (мальчишки же!). Но немало тех, кто интересуется краеведением и историей края. Обычно увлечение начинается с краеведческого мини-музея «Сибирская изба». Создавали его учителя, собирая предметы крестьянского обихода от жителей Канска. У многих гостей и посетителей колонии это вызывает удивление — интересно ли это подросткам, дерзкому хулиганью?
— А знаете, на интерес не жалуемся,- улыбается Виктория Геннадьевна, проводя нас по музею.- Руководитель краеведческого кружка Наталья Ивановна Ерёмкина так поставила работу, что музей стал своего рода учебным пособием к урокам истории и исследовательской лабораторией. У мальчишек глаза загораются, когда они впервые приходят сюда. Старина, да которую можно руками потрогать! Музей существует почти десять лет, и есть раритетные экземпляры. Особо ценный — газета «Искра» за 1900 год. Один из воспитанников так заинтересовался её историей, что написал об этом исследовательскую работу.
Тесные связи школа поддерживает с родителями. Активно работает родительский комитет. Есть мамы, которые и после освобождения своих сыновей продолжают принимать участие в общественной работе. Но многих мам и не слышали, и не видели не только в школе, но и в колонии.
— Из наших учеников ребята в основном из неполных семей, много из неблагополучных. Из полных, обеспеченных семей — единицы. Шестеро — социальные сироты. А вообще в каждом прочитывается семья, условия и родительские методы воспитания.
Что на скамью подсудимых приводит недосмотр родителей, «семейный сбой», убеждён и начальник колонии Олег Гутник:
— Всё родом из детства! По историям воспитанников убеждаюсь в этом каждый раз. Если отец бьёт мать, тиранит семью, то и у мальчишки подсознательно формируется агрессия, жестокость к женщине. Пережитые унижения он выплёскивает на других. Я уверен, что в воспитании мальчиков главное — пример отца. Не случайно же есть у нас немало «наследников», чьи отцы когда-то были в колонии. Тем более хороший отец нужен ребятам в возрасте от 14 до 18, чтобы он рассказал, что творится в это время с организмом, что есть настоящее хорошо и плохо. Но у большинства нет отцов. А мамы-одиночки зачастую заласкивают своих сыновей, портят их всепрощением. Вот одна мама всё требовала особых льготных условий для сына, коль он такой умный и талантливый. «Он же звезда!» — убеждала всех. А «звезда» был участником группового и просто-таки зверского изнасилования малолетнего мальчика…
Но мамы — мощная сила! Как парни по-детски ждут весточку от матерей, как радуются свиданиям! Мама — то единственное, что есть светлого в их жизни. В школе рассказывают: получив первые хорошие отметки, просят отксерокопировать табель, чтобы срочно переслать маме. Что измучили матерей плохим поведением на свободе, растерзали душевно совершённым преступлением — это вряд ли осознаётся ими до конца. Всё-таки юнцы… Взрослыми они будут завтра. Каким оно будет для них и для нас?..

Опубликовано в газете «Красноярский рабочий» 31.07.2014 г.

 

Дайте оценку материалу:

Зона для нежного возраста
5.0 Шкала баллов
раскрытие темы 5
язык, подача 5
оригинальность 5
Нет комментариев

    Оставить отзыв