Как пойду голимой на дорогу…
- Конкурс Красноярские перья 2014
- Номинация «Обозреватель»
Если призвать образное мышление для определения национальной политики нынешней России, то лучше, чем Толстой, и не сказать: всё смешалось в доме российском.
В мешанине той — активно продвигаемые идеи «россиянства», сменившие постулаты интернационализма советского времени, и толерантность, с которой носились в двухтысячных, так и не сумев до конца объяснить россиянам, кого они должны терпеть — мигрантов, нация нацию или вообще всех, в том числе и себя. На прошедшем в начале декабря международном форуме «Религия и мир» идеологи межнационального терпения обескураженно признали: кризис толерантности! А президент Путин в недавнем послании Федеральному Собранию вообще в сердцах помянул её как непонятную затею и размытое понятие.Сейчас на щит державной идеологии вынесено «предложение» дружить народами, уважать и узнавать нация нацию. Во имя этого была запущена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Широкомасштабная и довольно денежная, несмотря на то, что была принята в условиях серьёзных олимпийских трат. Однако и при больших деньгах пробуксовывает!
Минрегионразвития, которое в первую очередь отвечает за реализацию программы и нацвопрос вообще, проанализировав работу на местах, выразило недовольство подходом регионов, ибо в основном всё свелось к фестивалям и праздникам. Приготовив деньги для раздачи по грантам, даже растерялось — ничего нового и путного в регионах не предложили, всё те же песни и пляски. Что, по мнению экспертов, этнокультурной компетентности и дружбы народов особо не добавляет, а местами чревато и этнической мобилизацией.
Но от масштабной программы министерство не отказалось, хотя бюджет пришлось скорректировать на миллион с лишним. В 2014-м на её реализацию выделяется 395 миллионов рублей (а вся программа укрепления межнационального и этнокультурного развития встанет стране в 3,2 миллиарда). Планируется завершить начатое в 2013 году создание системы мониторинга, должной, по мысли авторов, предотвратить межнациональные столкновения и выявить очаги напряжённости. Лучше до их возгорания. А предотвращать есть что: в этом году МВД зарегистрировано 150 драк на межнациональной почве.
А меж тем на поле этническом созрели неожиданные «ягоды». И преподнесли их самые толерантные и самые многочисленные — русские. Встревожили они социум, поскольку начали расходиться (вернее, заговорили о желании разойтись) по так называемым субэтническим группам. Так, о своей «особливости» заявили поморы, казаки и сибиряки. Каким забавным и непредставимым ни казалось появление «сибирской» национальности, но факт: по переписи 2010 года 4 116 человек назвали себя сибиряками (в 2002 году таковых было всего 10), среди них 365 красноярцев.
В этом этническом позиционировании (по мне, так вообще позёрстве) некоторые политики усмотрели опасность сепаратизма, национального и регионального. Об этом говорится в меморандуме Экспертного центра Всемирного русского народного Собора, или ВРНЦ (www.vrns.ru): «Сегодня в активной разработке геополитических недоброжелателей России находятся такие проекты, как сибирский сепаратизм (отделение Сибири), казачий сепаратизм (отделение Дона, Кубани и Предкавказья), поморский сепаратизм (отделение русского Севера), калининградский (потеря Балтийского анклава), дальневосточный и уральский». Так, с тревогой уточняют авторы, «во время Всероссийской переписи населения 2010 года с широким размахом прошли пиар-акции «Национальность — казак!» и «Национальность — сибиряк!»… Одним из ключевых моментов в создании новой идентичности является искусственное конструирование региональных языков («Поморьска говоря», «Казачий язык», «Гутор», «Балачка», «Сибирьски говор»)».
Лингвистическая эквилибристика (сибирский язык в «Википедии» обозначен как «проект литературного восточнославянского языка на базе сибирского старожильческого говора 18-19 веков») экспертов ВРНЦ почему-то заботит особенно. Дескать, был даже создан активно, тысячами пользователей посещаемый раздел «Сибирский язык» в «Википедии», молодёжь носит куртки «I am Siberian» («Я — сибиряк») и так далее.
Я заглядывала в этот «страшный» раздел, уже переставший в настоящее время существовать, прошлась по другим сайтам, тоже объявленным агентами влияния. Вот заява-обращение «истинных сибиряков» от 10.10.2010 года на одном из них, под названием «Сибиряки — белому свету»: «Перед переписсю насельников Рассеи 2010 года права сибирских вобчественных дейшыков вымолвили загарку выказать на переписи ихню народу належность — сибиряк». Представляете, если бы на таком наречии заговорили все живущие по нашу сторону Уральского хребта? Но ничего смешного: по географии проживания, сибиряков 24,5 миллиона человек. Наверное, это и внушает опасение — а ну как соберутся в единую нацию, жахнут своей ментальностью да отвалят от всей Расcеи…
Не знаю, может, у меня с чувством юмора туговато и я начисто лишена идеологического чутья, но не очень понимаю, как можно всерьёз относиться к переводу на такой «новояз» стихов русских поэтов-классиков. Таким образом, например, на сайте «Сибирска вольгота», презентованного как «сторонка сибирсково говора, сибирсково краснословвя и жызнеуряда», переведено стихотворение Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: «Как пойду голимой на дорогу, скрозь кухту кремнистой шлях блестит…». Известный краевед Кежемского района, поэт Алексей Карнаухов (школьный учитель, человек образованнейший) так же в шутку переводил на кежмарский диалект Николая Некрасова и Ивана Никитина: «Я как-то зимуся шёл хлёстко из леса, Туман, копотина,- был хляшший мороз»…
Единственное, что показывают все эти «новоязы» и сепаратистские настроения — мучительный поиск национальной идентичности, неприятие «россиянства», неудовлетворённость бытием, провалы в экономике Сибири, протест против колониальной политики центра. Всё это, конечно, непросто, сложно, но всё-таки, я думаю, не так и страшно. Хотя вершителям идеологии стоит задуматься и быть побережнее к лицам сибирской национальности.
Опубликовано в газете «Красноярский рабочий», 28.12.2013 г.