Титова Людмила Николаевна. Телевизионщики.

Слово «телевидение» прозвучало впервые   в мире 24 августа 1900 года из уст русского  военного инженера Константина Дмитриевича  Перского на IV Международном электротехническом   конгрессе на Всемирной промышленной выставке   в Париже. Доклад русского ученого «Телевидение, как электрическое кино» был опубликован   на французском языке. До начала работы Красноярской государственной студии ТВ ОСТАВАЛОСЬ 57 ЛЕТ.

Перестал работать телевизор. Влючала, выключала.  Экран не светится.  Молчит.  Обыденное дело. В первый вечер как-то не очень было заметно молчание телевизора. А потом…

У каждого события есть эхо.

Эхо этого, казалось бы, незначительного, бытового события, оказалось многоголосым, многоплановым, многовременным, охватившим своими перекатами десятилетия, что и заставило взяться за эти записи.

Личный опыт, среда, профессия, личности, встретившиеся на жизненном пути, заставили взглянуть на обыденное событие поглубже. Почему-то, когда я пыталась включить телевизор, вспомнилось письмо, написанное в 1934 году,  в журнал «Радио Фронт», в период первых передач оптико-механического вещания  и радиотехнического бума в стране. «У меня приёмник ЭЧС-2 и киевский динамик. Вчера услышал, что сейчас выступят артисты Художественного театра и их можно не только услышать, но и увидеть. Я смотрел со всех сторон динамик, потом в приёмник, но ничего не увидел. Главное, не знаю куда смотреть. Очень прошу сообщить, когда Вы передаёте телевидение, — куда смотреть».

Я знала, куда смотреть, но телевизор не работал…  Воспоминания продолжали теснить одно другое.

1958 год. В Красноярске живёт около 500 тысяч человек. Уже на Красноярском заводе телевизоров изготовлен первый телевизор «Енисей».  И ходим мы «на телевизор» к Деминым, единственно богатым в нашем огромном дворе. Главная комната каменного дома, бывшего дома священника Всехсвятской церкви, вечером наполнялась стульями, табуретками, с которыми приходили «зрители» со всего двора. На тумбочке в углу стоял коричневый лаковый ящик, как мне казалось, очень красивый, но очень маленький. Перед ним стояла линза, которая увеличивала картинку, но хорошо было видно только тем, кто сидел по центру, мне там ни разу не приходилось сидеть.

. Первый промышленный телевизор КВН-49

Смотрели всё подряд с 18 до 2000. Сначала «Красноярские новости», затем музыкально-образовательные передачи («Рассказываем о балете»), потом шёл международный обзор. Заканчивалась программа фильмами («Весёлые ребята», «Девушка с гитарой» и  др.) Это был типичный вечер. Во время просмотра не разговаривали. Во-первых, были захвачены зрелищем, во-вторых, тётя Катя была строга, могла больше не пустить, как она говорила, «в залу».         Телевизор КВН-49, «на который мы ходили» к Деминым и который для нас был невидалью, был создан в СССР в 1949 году. Аббревиатура названия была взята из первых букв фамилий создателей: В.К. Кенигсон, Н.М. Варшавский, И.Л. Николаевский.

 

 В.К. Кенигсон, Н.М. Варшавский и И.Л. Николаевский — 
авторы разработки массового телевизора КВН-49, 1949 г.

Размер этого, так называемого, народного телевизора был 380х490х400 мм, а размер чёрно-белого изображения на экране был 105х140 мм. Внутри линзы,  которая  ставилась  перед  экраном  и  несколько увеличивала изображение, была налита дистиллированная вода.         Появление телевизора  в  мире  разбило общество на две части: те, кто создавал зрелище: техники, творческие работники – телевизионщики и остальные.          С 50-х годов слово «телевизионщики» прочно входило в обиход. Красноярцам повезло: у истоков формирования коллективов: телерадиотехников и творческого коллектива  Красноярской краевой студии телевидения стояли талантливые энтузиасты:

 Первый начальник Красноярского телецентра Василий Михайлович Замаратский

 

 Нина Яковлевна Ковязина, первый директор студии телевидения, позднее главный редактор художественного вещания.

В первые годы, кого знали и ждали вечерами ТЕЛЕЗРИТЕЛИ, были дикторы.  Им старались подражать: делать причёску, как у Елизаветы Никоненко, говорить  безукоризненно  и  красиво  по-русски, как Марианна Кусаковская,  проникновенно, как Лариса Комарова, быть  привлекательным и сдержанным как Эдуард Семёнов.  ДИКТОРЫ были так улыбчивы, доброжелательны, казалось, что они вот сейчас у вас в доме и обращаются только к вам.

Всё это было необычно. Каждый день край узнавал новых героев.  Они были здесь, рядом.

Появились журналисты, которые заново открывали Мир для каждого, обычное становилось необычным. Если журналист Борис Блохин надевал халат и вёл зрителя в цех, где замешивали тесто, раскладывали его по формам,  отправляли в печи, а в конце передачи во весь экран зритель видел круглую поджаристую булку, то  зрителю казалось, что он сам испёк эту пышную ароматно пахнущую булку.          Рассказы Спартака Кукушкина об обычных людях, что живут с тобой в одном селе, да ещё с показом фотопортретов, были особенно любимы зрителями.

Передачи о музыке, что вёл Ананий Шварцбург,  талантливый пианист, художественный руководитель Краевой филармонии – были праздником. Вячеслав Назаров и Валерий Кравец, будущие писатели, пользовались особой популярностью у зрителей, как рассказчики. Ведущим, дикторам, журналистам писали письма, у них просили совета, от них ждали помощи, о них складывались и складываются легенды. Они по ту сторону экрана, они «кажут», они небожители. И, хотя последнее вовсе не так, я благодарна судьбе за то, что она мне подарила профессию, позволившую взглянуть на мир телевизионщиков изнутри и кое-что понять в жизни. Более 25 лет я видела закадровый титанический труд телевизионщиков и сама принимала в нём посильное участие.

Все от помощника режиссёра, гримёра, кабельного рабочего, осветителя в студии до режиссёра, ведущих программы, редактора, телеоператора, кинооператора, снимающего новостные сюжеты, все жили одним: сначала подготовкой репетиции, потом эфиром передачи.

Хрестоматийно известно, что успех программы ТВ зависит от усилий, усердия, профессионализма каждого в команде. Конечно, концепция вещания, сценарий, режиссёрские решения, работа кинооператора на съёмках сюжета к передаче, компетенция ведущего и харизма гостя — в эфире  всё главное. Но, если не работает техника, ничего зритель не увидит и не услышит.

Патриарх радио и телесвязи в Красноярском крае Василий Михайлович Замаратский, начальник Красноярского телецентра, сумел так организовать работу, что все молодые специалисты, приехавшие из Ленинграда, Томска, Москвы, Владивостока, Иванова стали классными специалистами и вывели КРТЦ в число лучших в стране.        Техники были незаменимыми соавторами программ. Начиная с 1958 года, два радиотехника, Лилия Михайловна Гордиенко и Любовь Леонидовна Павлова, приехавшие в Красноярск девчонками, окончив институт,  бессменно и безупречно обеспечивали работу  ПТС десятилетиями, а Лилия Михайловна , в двухтысячных стала заместителем председателя  КРТК по техническим вопросам. Более 40 лет  отдала КРТЦ главный инженер Валентина Степановна Антонова. Эта неутомимая женщина стояла у истоков всех технических новшеств, модернизаций и начинаний.

Эстафету у Василия Михайловича Замаратского принял инженер радиотехнического завода Владимир Григорьевич Степанюк.

Сегодня он  возглавляет Совет ветеранов ВГТРК / ГРТК.

Василий Михайлович Замаратский, Валентина Степановна Антонова, Владимир Григорьевич Мелехин, возглавлявший студию около 20 лет, Нина Яковлевна Ковязина ветераны радио: Александр Александрович Ачкасов, Георгий Николаевич Кулинкович  очень хотели, чтобы была написана летопись Красноярского радио и студии ТВ.

Атмосфера, которая царила на краевой студии в 50 — 90-е годы, была творческой. Мы все, работая, учились, и работа шла на подъёме. Она была достойна событий в крае и стране. Энергетика каждого, складываясь в общую, давала потрясающие результаты.

Телевидение было действенным.

Не случайно,  уже не работая на студии журналисты Вадим Фёдоров, Людмила Черепанова, Лидия Рождественская, Геннадий Луговой, Елена Козлова, Нина Иванова, Людмила и Галина Вахменины, Геннадий Малашин, Ольга Зорина, кинооператоры Геннадий Тюнис, Юрий Устюжанинов, главный режиссёр ТВ Маргарита Рыбалко старались и стараются рассказать  в СМИ об удивительном эгрегоре коллектива телевизионщиков Красноярской студии ТВ. (Эгрегор – несколько мистическое понятие – энергетика сообщества людей. И именно у телевизионщиков он очень мощный). Лучше всего о том времени,  о поисках и творчестве удалось рассказать нашему коллеге, режиссёру Красноярской студии ТВ Юрию Мячину. Юрий Иванович создал фильм «Телевизионщики».

Объективное повествование о становлении коллектива, его пути к зрелости, о проблемах, об одержимых своей работой людях, удалось.

Показанный в Доме журналистов и на ТВ фильм вызвал интерес и благодарность создателю. Уникальные кадры хроники, снятые кинооператорами студии, найденные Юрием Ивановичем в архивах, документы многолетней давности, живые, взволнованные интервью и рассказы ветеранов, помогали воссоздать образ времени и рождения, думаю, нового архетипа – телевизионщик, впитавшего в себя и архетип хранителя, и мудреца, и искателя, и героя, и ребёнка, и матери, и любовника,  славного малого и правителя. Только сочетая всё это в своём существе, можно достойно собирать, анализировать и творчески транслировать информацию зрителю.

Юрий Иванович Мячин выступил в фильме и как режиссёр, искатель-собиратель, кинооператор и как аналитик.

В историко-техническом Музее связи, созданном ещё Василием Михайловичем Замаратским, есть много интереснейшего материала о возникновении и развитии радио- и телевизионного вещания в крае. Сейчас, благодаря усилиям дочери Василия Михайловича — Людмилы Васильевны Замаратской, ветерану студии ТВ, хранителю фонда музея Дорофеевой Ольге Николаевне и администрации ВГТРК / ГРТК г. Красноярска созданы фотоальбомы об истории Красноярского ТВ и радио, но этого мало в век электронных носителей. И это одна из причин, по которой написана эта книга…

Несколько вечеров ушло на то, чтобы записать эти воспоминания. Когда я закончила писать, я совершенно машинально включила телевизор. Засветился экран. Появилась картинка. Пошёл звук: «В Красноярске солнечно, температура 24°». Взгляд машинально перевела на календарь. 11 августа 2009 г.  День Святай Клары (1194-1253).    Святая Клара — Покровительница телевидения. Какая-то мистика!

И ещё: 26 августа 1957 года состоялась в Красноярске первая пробная телевизионная передача. Был показан фильм «Берёзы в степи». Убеждена, что все совпадения не случайны. Успешно работает вселенский эгрегор «Телевизионщики».

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв