Режиссер кино


В редакцию вошла темноволосая женщина невысокого роста: «А где ваш старший редактор?» «Вышел, сейчас будет»,- ответили ей. Женщина присела на свободный стул, достала журнал и, не задавая никаких вопросов, стала ждать. Мне показалось ее лицо очень знакомым, но кто она? Розовое, богатое по тем временам платье, с черной отделкой и черным пояском особенно подчеркивало привлекательность лица женщины. Вскоре пришел Марк Владимирович, и они начали разговор как давно знакомые. Я вышла из редакции. Через некоторое время вернувшись, я уже не застала посетительницу, А Марк Владимирович сказал: «Это была Октябрина Дмитриевна Байкалова, она будет работать у нас в пропаганде режиссером». И, едва услышав фамилию Байкалова, я сразу вспомнила нашумевший спектакль режиссера Александра Дунаева по Достоевскому «Преступление и наказание». Красноярский театр им. Пушкина представлял его в Москве на гастролях и получил одобрение московских театральных деятелей и критики, и публики. Это были и дерзость, и прорыв. Соню Мармеладову в этом спектакле играла Октябрина Байкалова.
Годы работы режиссера А.Я.Волгина в Красноярском крае были благословенны. Несмотря на трудности войны, а он работал с 1943 по 1949 год и с 1949 по 1953 в Ачинском театре, потому что именно он основал театральную студию при театре им. Пушкина в Красноярске, и в первом ее потоке учились Иннокентий Смоктуновский и Нина Петровна (Козак) Бери, проработавшая более 30 лет режиссером литературно-художественной редакции Красноярского государственного телевидения. Октябрина Байкалова была во втором потоке театральной студии, успешно закончила ее. Партнерами совсем молодой актрисы в театре им. Пушкина были народный артист РСФСР, Лауреат государственной премии РСФСР Николай Захарович Прозоров, Заслуженные артисты РСФСР Петр Иванович Словцов, Вениамин Аркадьевич Неклюдов и Николай Федоров, в очередь игравшие Раскольникова в «Преступлении и наказании». Работа в Волгоградском, Владивостокском театрах была удачной и интересной. Карьера, казалось, складывалась, но замужество, переезд в другой город и рождение ребенка, казалось, переломили судьбу. Октябрина осталась одна с маленьким ребенком, который был серьезно болен, и которому требовалась операция ленинградских специалистов. И тогда Октябрина Дмитриевна, купив на последние гроши билеты до Ленинграда, поехала добиться операции для сына. Это было очень нелегко. Октябрина Дмитриевна устроилась санитаркой в клинику, выполняла всякую работу, лишь бы поставить на ноги сына. И упорство, жертвенность, стремление к цели дали результаты, но миссия продолжалась. Не было школы, где мог бы учиться Володя, и тогда Октябрина Дмитриевна добилась домашнего обучения. И Володя, в добрый час, окончил школу. Октябрина Дмитриевна все это время работала. Заработная плата была мизерной. Байкалова в коллектив редакции вошла органично. В работе ей помогали и главный режиссер Маргарита Николаевна Рыбалко, коллега по театру Нина Бери и режиссер редакции пропаганды Людмила Никоненко. Она делала ведущие передачи редакции «Коммунист», «Депутатская приемная на телевидении». Это было менее интересно, чем киносъемки к сюжетам этих программ — здесь она оживала, здесь у нее были находки в портретных кинозарисовках. Как только в редакции кинопроизводства появилась вакансия, она ушла в киноредакцию. Пройдя обучение ВИГРЕ, Октябрина Дмитриевна сняла свой первый фильм. Это был «Оживший камень», «Трудный лед», «В Шуше у подножия Саян». Съемки были с опытными кинооператорами Александром Попильнюком, Владимиром Кирьяновым, Юрием Гвоздевым. Авторами выступали Вадим Федоров, Анатолий Чмыхало. Эти фильмы уже показали, что Байкалова режиссер ищущий, охотно и серьезно работающий с авторами, требовательна к себе и коллегам, очень бережно и трепетно относится к истории. Командировки, встречи с авторами, монтаж, озвучивание и снова съемки – забирали 20 часов из суток, но несмотря на это Рина была полна забот о сыне, о его быте. Позже, когда Володя подрос, он писал дневник, когда Октябрина Дмитриевна уезжала на съемки. Это были отчеты о своей бытовой и ученической (на дому) жизни, строки, проникнутые тоской о матери и заботой о ее здоровье. Володя и сегодня полон сопереживания и заботы о здоровье Октябрины Дмитриевны. Володя начал работать очень рано и сегодня он надежда и опора для своей матери. Фильмография режиссера Байкаловой около 30 фильмов, это проблемные и очерковые, портретные ленты, многие из которых были показаны по ЦТ. Работа режиссера – работа за кадром. Это узнавание предмета и объекта съемок. Это работа с автором, операторами, осветителями и звукорежиссером, героями и актером, озвучивающим ленту – это кропотливый повседневный труд строго по графику и всегда путь в неизведанное. Когда-то, отвечая на вопрос, какой из фильмов ей особенно дорог, ответила: «В Шуше у подножия Саян». Мы сняли летопись строительства и становления музея, через биографию В.И.Ленина, и пройдут годы, а она останется и по этой ленте можно будет прочувствовать то время. Дорог мне и фильм «В Назаровском у Вепрева», и «Капитаны», и «Зоя Сафонова». Я горда, что знала таких людей, как Эдуард Поляков, Аркадий Филимонович Вепрев, Герой социалистического труда, заслуженный агроном РСФСР, 30 лет возглавлявший один из крупнейших в крае Назаровский совхоз и ставший впоследствии губернатором Красноярского края; Иван Тимофеевич Марусев, инженер, капитан флагмана пассажирского флота на Енисее – дизель-электрохода «Антон Чехов»; Зоя Федоровна Сафонова, ткачиха Красноярского шелкового комбината, Герой социалистического труда. И хоть это пафосно звучит, но я у них многому научилась. На мой вопрос «Что особенно трудно в режиссерской работе?» Рина ответила: «Невозможность повлиять на ситуацию на съемках, например, как у меня при съемках фильма «Зимние игры» о Красноярском государственном академическом ансамбле танца Сибири, основанном Михаилом Семеновичем Годенко, народным артистом СССР, в 1960 году. Шел 1974 год, уже был определен график съемок, часть из которых в городе. Еще несколько дней назад Красноярск был заснеженным, но подул ветрина – и снега в городе как не бывало. Хорошо, что снег еще оставался в Роще, за Красноярском, но я со страхом вставала каждое утро – только бы не исчез снег». Выражение «уходящая натура» часто можно услышать от кинооператоров и кинорежиссеров в период киносъемок на природе. Например, когда за две-три холодные ночи пожелтели листья на деревьях, а надо снимать еще летние эпизоды, рано и активно растаял снег, а нужна зима, зашло надолго солнце, полил дождь и т.п. В фильме-концерте «Зимние игры» для ЦТ – это один большой танец Красноярского ансамбля танцев Сибири «Взятие снежного городка» по мотивам одноименной картины В.И.Сурикова. Был сделан снежный городок, были лошади, всадники и ансамбль в 100 человек. Весь танец снимался на снегу в окрестностях Красноярска и Дивногорска. И вот, когда осталось снять два коротких эпизода – приезд артистов на игрище и отъезд их на тройках лошадей, снег катастрофически быстро и рано начал таять, даже потекли ручейки. Нам с трудом удалось найти небольшое пространство зимы в Березовой роще. А мне пришлось организовать погрузку лошадей и саней на грузовую машину и с ипподрома через весь город привезти этот экзотический груз на место съемок. Конечно, зима получилась пасмурная, но все-таки получилась, хоть и подвела нас «уходящая натура». Мне всегда хотелось узнать у Рины, что для нее было главным в жизни, и она охотно ответила: «Любимая работа. Мне посчастливилось работать с прекрасными операторами Сашей Попильнюком, Володей Кирьяновым, Геннадием Тюнисом, Юрием Левшановым, Петром Гордеевым, Евгением Долгушиным. Мои фильмы озвучивали звукорежиссеры Юрий Игнатьев, Борис Кабанов, Виктор Билецкий, Николай Бекетов. Совсем молодым человеком пришел в кинокомплекс ассистентом Владимира Кирьянова Юрий Пономарев — талантливый ищущий оператор, он единственный из всех окончил операторское отделение ВГИКа, и я с ним уже снимала «Тайны леса». Потом он как оператор снимал много фильмов, а первым был с ведущим кинооператором «На Севере крайнем», «Красноярск приглашает на старты» и самостоятельно – «Две путевки на завод». Вообще, время 70-х – 80-х годов на Красноярском государственном телевидении было незабываемо. И хотя уйдя с ТВ по состоянию здоровья, мне еще посчастливилось работать в Доме Актера, основанном Николаем Захаровичем Прозоровым. Но главное, все-таки, было ТВ. Работа за кадром».
Людмила Титова,член Союза журналистов России

Нет комментариев

    Оставить отзыв