Преемственность созидания

[box color=»white» icon=»accept»]Конкурс Красноярские перья 2013
Материал участвует в номинации «Журналистское расследование»[/box]

 

Второе рождение Сибири

120 лет назад началось строительство железной дороги в Енисейской губернии.

Приближается юбилейная дата — 175 лет Железным дорогам России. Царскосельскую железную дорогу, без преувеличения, можно считать вершиной хронологической пирамиды, характеризующей развитие страны в целом и регионов в отдельности. В самом деле, любой населенный пункт имеет свой вектор – где-то еще равный нулю и ожидающий начало отсчета, где-то он только берет свое начало, как например, магистраль Курагино-Кызыл, призванная соединить Красноярский край и республику Тыва, ну а где-то уже пройден большой героический путь. Занимает и Красноярск свое славное место в истории Российских железных дорог.

В 2013 году с празднования 120-летия начала строительства Средне-Сибирской железной дороги начнет свой отсчет «пятилетка» юбилеев. Среди них 120-летие знаменитого первого железнодорожного моста через Енисей, 120 лет со дня прихода в Красноярск первого поезда и так далее. Средне-Сибирская железная дорога позволила включить Красноярск в единую транспортную сеть России. В мае 1893 года начались строительные работы, а уже в 1899 году поезда пошли по всей магистрали, от станции Обь до Иркутска.

Каждый гость Красноярска, прибывающий поездом с западного или восточного направления, может увидеть хорошо сохранившиеся насыпи, водопропускные сооружения, даже мосты с каменной кладкой. Всякая встреча с историей волнительна и, как правило, вызывает вопросы: кто строил, когда, почему эти объекты дошли до нас именно в таком виде? В Красноярском институте железнодорожного транспорта – филиале Иркутского Государственного университета путей сообщения несколько лет существует музей, ведущий соответствующую поисковую работу, прежде всего силами самих студентов.

В истории многих, особенно сибирских городов, в том числе, конечно, и Красноярска, происходили события, может быть быстротечные в историческом масштабе, но порою революционно меняющие их развитие и сложившийся уклад. Это прибывшие в ссылку декабристы, эвакуация промышленных предприятий с оккупированных территорий в начале Великой Отечественной войны, создание филиалов Сибирского отделения Академии наук СССР в 60-70 годах. Без сомнения, приход железной дороги в Красноярск находится в их числе.

Но кто, какие люди привели ее к нам, что красноярцы знают о них, кому мы должны быть благодарны, и чьими именами, может быть, еще предстоит назвать новые улицы Красноярска? Вряд ли мы узнаем поименно кого-либо из тысяч крестьян Енисейской губернии, арестантов, пришедших к нам по этапу, большей частью вручную работавших с рельсами и шпалами, но имена тех, кто знал, что и как строить, кто разделял с простыми рабочими все тяготы круглогодичного строительства в Сибири, нам найти нужно.

Из множества изданий, книг, коллекций фотографий, пожалуй, наиболее полно строительство нашей Красноярской железной дороги отражено в альбоме «Постройка Средне-Сибирской железной дороги 1893-1898», вышедшем в свет более века назад. В частности, на 18 страницах-коллажах представлены портреты более ста специалистов – изыскателей, проектировщиков, экономистов, юристов, строителей. К большому сожалению, авторы альбома поставили перед потомками сложную, но благородную задачу — поименную идентификацию своих героев. Вместо фамилий и хотя бы инициалов на страницах альбома в некоторых случаях обозначены только подписи. Можно было пойти традиционным путем – оформить запросы в архивы, в Центральный музей железнодорожного транспорта, и ждать результаты чужого труда, но студенческая работа только тогда эффективна, когда она проведена самостоятельно и пережита эмоционально. Мы выбрали путь поиска информации через Интернет, по крайней мере, на данном этапе. Эта задача во многом сродни археологическим раскопкам, также приходится о чем-то догадываться, выдвигать гипотезы, проверять их, вновь продолжать информационный поиск.

10 комментариев
  1. Ответить Антолиновская Людмила Павловна 13.12.2013 в 14:28

    Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.

  2. Ответить Мария 08.01.2014 в 00:06

    Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!

  3. Ответить Евгения 08.01.2014 в 15:21

    Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!

  4. Ответить Олег 09.01.2014 в 12:32

    Очень интересно и познавательно

  5. Ответить Леонид Шабалин 09.01.2014 в 13:49

    Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
    Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
    Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
    Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
    Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.

  6. Ответить Вадим Егорушкин 09.01.2014 в 23:46

    Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.

  7. Ответить Елена 10.01.2014 в 01:58

    Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.

  8. Ответить Андрей Казаков 10.01.2014 в 15:10

    Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!

  9. Ответить Рустам 10.01.2014 в 16:27

    прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
    А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
    Отличная статья Олег Васильевич.

  10. Ответить Наташа 10.01.2014 в 22:47

    Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.

Оставить отзыв