Кадры решают все

Субъективное мнение члена жюри фотоконкурса «В объективе Красноярский край».

В самом начале разбора снимков, присланных на конкурс, хочу искренне поблагодарить его организаторов -Управление информационной политики Губернатора Красноярского края, Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, региональную общественную организацию «Союз журналистов Красноярского края».

В последние годы в нашем крае фотоконкурсы проводятся не просто редко, а чрезвычайно редко. Отдельное спасибо и участникам, приславшим свои работы.

В качестве пожелания: в Красноярском крае есть региональные отделения Творческого Союза «Фотоискусство» и Союза Фотохудожников России. Можно было бы и их привлечь в качестве организаторов. По крайне мере, их появление в числе учредителей было бы не лишнем.

Теперь о конкурсе.
Организаторы определили в нем три номинации:
— «Край в лицах»
— «Создаем историю края»
— «Фото из архива».

Итак, фотоконкурс – это творческое состязание людей с фотоаппаратами в умении работать со светом, с сюжетом, в умении кадрировать, и вообще выбирать снимки из массы отснятого материала.

Руководствуясь этими требованиями, я и оценивал работы, присланные участникам.

На Востоке говорят: «Что вижу, о том и пою.». Эти слова в полной мере можно отнести к значительной части конкурсных фотографий. Большая часть авторов провела отбор снимков крайне скверно. Чаще это фотографии из серии «для семейного альбома». Они имеют право на жизнь в… семейном альбоме, но не в конкурсном показе.

Второе. Достаточно много фотографий с элементарным техническим браком. И, в первую очередь, отсутствие резкости. Такие снимки я даже не рассматривал. Уточню: бывают случаи, когда фотограф не успевает навести на резкость (боевые действия, чрезвычайные ситуации, уникальные сюжеты, снятые в сверхсложных световых условиях). Таковых работ на конкурс представлено не было. А значит, все нерезкие сюжеты можно отнести либо к небрежности авторов, либо к неумению управлять собственным фотоаппаратом.

В таких случаях в армейских кругах шутят: учите, господа, материальную часть!

К слову сказать, часто сталкиваюсь с таким заблуждением, что современные фотоаппараты сверхумные, и знания фотографу не нужны.

Запомните: фотоаппарат — это только машина, которая позволяет вам получить качественный снимок. Но управляет фотокамерой все-таки, человек. А качественный, интересный сюжет рождается не в фотоаппарате, а в голове. Ни одна самая «навороченная» и «продвинутая» камера не отменяет усилий фотографа.

Есть и еще одно правило в фотографии: снимать надо все, а вот показывать все — не надо. Научитесь выбирать лучшее, а не сваливать весь «хлам» в конкурсную подборку. «Хлама» очень много.

Что бросается в глаза при первом просмотре снимков? Многие авторы ошибочно решили, что выставив снимок с участием Президента, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Губернатора, Председателя Законодательного собрания или иного публичного человека, поразят членов жюри.

Это еще один стереотип. Лично я оценивал работу фотографа, а не прическу или костюм того или иного VIP-персонажа.

Снимков с ликами начальников достаточно много. И чаще всего они не интересны. Уж простите, смотреть там не на что.

В то же время практически нет интересных снимков, снятых в ваших дворах, на вашей улице, в деревне или в городе,.. Сплошные праздники, ярмарки, визиты.. МЕРОПРИЯТИЯ,.. Столько сюжетов пропущено, забыто, не снято,.. Порой хотелось увидеть красивые портреты земляков, пейзажи, жанровые снимки,.. Но подобные фотографии можно пересчитать по пальцам.

Грустно.

Частичное объяснение подобному есть. В последнее время культура фотографирования, не только в крае, но и в стране, значительно упала. Ситуацию не спасают многочисленные фотовыставки, проводимые время от времени в Красноярске и в Норильске. Представить себе крупную, серьезную фотовыставку в районных центрах я не могу.

«Мина замедленного действия» в свое время, была заложена в тот момент, когда в районных газетах ликвидировали должности фотокорреспондентов. На мой взгляд, это была серьезная ошибка. Как следствие – резко упало качество иллюстраций в районной печати. Не во всей. Знаю «районки», где фотосъемкой занимаются профессионалы. Но это, скорее, единичные случаи.

Однако вернусь к фотоконкурсу.

В номинации «Создаем историю края» я не увидел обилия событий, происходящих на территории Красноярского края ежедневно и ежеминутно. Перечислить таковые?

Школа, уборка снега и пшеницы, сессии и строительство, рыбалка и речная навигация, домашняя стирка и сборка космических аппаратов, торговля на рынках, сбор грибов, ремонт техники, самодеятельные коллективы,..

Но нет, мы берем фотоаппарат только в праздник или во время приезда начальников, а история наших семей, наших сел и городов остается в стороне! Поверьте, зря.

Особо хочу сказать о номинации «Фото из архива». Тут вообще происходит некий «цирк»: авторы набрали старых фотографий и прислали их на конкурс. Господа, только авторы или их правопреемники могут делать подобное! В противном случае, вы нарушаете четвертую статью Гражданского кодекса РФ. То есть, авторские права.

Только три автора прислали на конкурс СВОИ снимки, а не снимки, взятые у «кого-то». Удивительно, что подобным образом поступили сотрудники ряда районных газет. Там то уж точно должны трепетно относиться к авторским правам! И если это даже снимки из «архива редакции», то у них есть авторы, и имя автора необходимо указывать.

Именно по этой причине я не называю здесь конкретных авторов, а тем более не размещаю фотоснимки, присланные на конкурс. У меня нет такого права.

А так, можно было бы сходить в местный музей или просто отсканировать снимки из книг, и прислать их на конкурс.

А ведь в пункте 7,2 «Положения о конкурсе» прописано, что «участнику конкурса принадлежат авторские права на все работы, подаваемые на конкурс».

3 комментария
  1. Ответить Некоторые соображения фотографии 29.01.2016 в 00:04

    Разделяю мнение Виталия Иванова по поводу состояния фотожурналистики в крае. Я думал , что, может быть, в таежной глуши отошел от дел, живу далеко от краевого центра и, что называется- не в курсе… Но вот он остается в гуще событий и подтверждает мои ощущения. Конечно, можно оправдаться тем, что стало меньше печатных средств массовой информации, но опять же, когда мы работали, их(СМИ) вряд ли было больше. Был еще «Красноярский комсомолец», а сейчас его нет. Но ведь его заменили и НКК и Городские новости и масса центральных изданий «на Енисее». Так что думаю дело здесь не в количестве изданий, а в их отстраненности от проблем создания качественной фотолетописи края. А как ни крути, ни создавай всевозможные союзы в названии которых будет слово «фотография», лучшим тренажом, лучшей школой для фотографа может быть только периодическое издание. Это и необходимость оперативно соображать и работать, это потребность быть в курсе всего более- менее значимого, это ежедневная большущая аудитория. Одно сознание, что твой снимок в газете одновременно берут в руки тысячи зрителей, заставляет…, побуждает… и пр. А какое это подспорье руководству массмедиа! Ведь при всем уважении к творчеству коллег от пера, читатель скорее обращает внимание на хорошую иллюстрацию. А отсюда- популярность, отсюда -тиражи. Но на поверку выходит, что даже те руководители, которые публично декларируют положительное отношение к фотографии в газете, находят массу оправданий того, что на ее развитие не выделяется средств. Те, что владеют изданиями- предпочитают сами смотреть мир своими глазами, отбирая ресурс у форепортеров в том числе, а те, что только руководят, не заморачиваются поиском причин, а выразительно показывают пальцем в потолок. Вспоминаю, как была поставлена работа с нештатными фотокоррами в «Красноярском комсомольце». В активе там в 1970-х годах только в Красноярске было человек 10-15. Еще пяток сотрудничало фоторепортеров из районок. И это были «активные объективы», готовые по звонку бежать, ехать, лететь… Но за это они получали, кроме мизерного гонорара, возможность съездить в командировку от редакции и на строительство Саян-Шушенской ГЭС, и на Абаканвагонмаш, ну и куда подальше, по Советскому Союзу. Нужно отдать должное, конечно, тому, что тогда не было «горячих точек», но было море романтики, как бы мы сейчас к этому не относились. Ну а творческие поездки требовали выплеска эмоций на страницы СМИ, на выставки и пр. И заметьте, приработок даже в 3 рубля считался в то время удачей. Далеко не всегда фотографы имели и это. Но были СНИМКИ! Были Экспозиции! Были семинары, обмен опытом, да просто- разговоры о фотографии. И появлялись ФОТОГРАФЫ! А мы ушли на пенсию и народ очумел без фотографов- стал сам себя фотографировать. Вместо того, чтобы ловить удочкой рыбу, нацепили на удилишко фотоаппарат и ну давай упражняться:» А это я у пирамиды Хеопса! А это я и козел Гриша, а это я и Сталоне». Грустно! И что тут делать, ума не приложу. Как могу рассказываю начинающим, за что я люблю Ее Величество Фотографию, пытаюсь пробудить в них сознание того, что мы, фотографы, являемся, при всех прочих равных условиях- самыми объективными летописцами истории, призываю сохранять свой архив, поучаю их хвастаться своими фотографиями. Ведь сам убежден, что фотография- искусство не «подсуконное», не » в стол». Думаю, если получится, устроить в своем «имении»- далеко в тайге, фототуры выходного дня. И не ради дополнительного заработка, а просто нравится видеть загораающиеся огоньки в глазах будущих, если-не коллег, то уж точно- соратников.

  2. Ответить Некоторые соображения фотографии 29.01.2016 в 00:05

    Простите, забыл подписаться. Валерий Бодряшкин.

  3. Ответить Некоторые соображения фотографии 29.01.2016 в 00:06

    И в заголовке- Некоторые соображения о фотграфии

Оставить отзыв