Дорога через курган

  • Конкурс Красноярские перья 2014
  • Номинация «Обозреватель»

Недавно на юге Красноярского края — в Краснотуранском районе, на границе с Хакасией — побывал корреспондент «Красноярского рабочего». Здесь, на правом берегу Красноярского водохранилища, стоит легендарная гора Тепсей, которая сегодня у археологов вызывает не только интерес, но и большую тревогу. Какие памятники древности она в себе хранит и какие опасности им угрожают?

Хорошо ехать по степи весной: солнце светит ярко на синем небе, чистый воздух ветерком перекатывается по прошлогодней золотистой траве от горизонта до горизонта, сопки покрыты молодой травой и разноцветным ковром цветов сон-травы с вкраплениями маленьких жёлтых звёздочек диких лилий и всполохов ирисов, в вышине плавно кружат коршуны и ястребы.

А вот и гора Тепсей, что расположена на правом берегу Енисея в месте впадения в него реки Туба. Красивая и величественная, окутанная утренней дымкой и древними хакасскими легендами и сказаниями, она гордо возвышается над полями и водной поверхностью. По преданиям, эта гора — окаменевшая девушка, настроение которой меняется сто раз на дню, и в зависимости от этого меняется её цвет.

По другой легенде, здесь в одной из пещер замурованы сокровища хакасских князей. Может быть, ещё и поэтому не иссякает интерес к Тепсею.

Одним из открытий, сделанных археологами, стали наскальные рисунки, некоторые из которых датируются аж третьим тысячелетием до нашей эры. Уже тогда древние люди выбивали на камнях изумительные по своей красоте и точности изображения лосей, оленей, быков…

Большинство из них можно без особого труда увидеть на плоских каменных выступах, неспешно переходя (как по залам музея) от одной скалы к другой. Но, в отличие от традиционных музеев, в этом потолком служит бескрайнее небо, а вместо запаха архивной пыли с наслаждением вдыхаешь аромат степных трав, чабреца и полыни.

Кстати, нынешней весной на горе работают археологи из Кемеровского государственного университета, которые многое нам показали и рассказали.

Эти места интересны не только красивыми, суровыми и загадочными видами. В окрестностях правобережной горы Тепсей и левобережной горы Оглахты в своё время были обнаружены, например, древние поселения Афанасьевской и Окуневской культуры начиная с эпохи палеолита, памятники раннего железного века, Средневековья.

— Это место называется Тепсейский археологический комплекс,- рассказывает Ольга Сергеевна Советова, профессор кафедры археологии Кемеровского университета, президент Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ).- Интересен он тем, что водная гладь Красноярского водохранилища искусственно объединила множество памятников наскального искусства: гора Оглахты (вся напичканная петроглифами), напротив гора Кунья, по другому берегу — Суханиха, Потрошиловская, Масеиха. Получается огромная культовая галерея древностей и священных мест.

К таким священным местам относились, безусловно, и курганы — древние могильные холмы, обилием коих славится Хакасия и юг Красноярского края, и часть из которых как раз расположена на территории Тепсейского археологического комплекса. До сегодняшнего дня до нас дошло огромное количество курганов, наиболее известен Салбыкский в долине царей (56 захоронений), раскопанный ещё в 50-е годы.

— Причём обнаружены не только курганы, но и захоронения с небольшими надмогильными конструкциями, не очень заметные в траве,- поясняет мне Анна Николаевна Мухарева, кандидат исторических наук.- Порой они затянуты дёрном и многие не найдены до сих пор. Но поиски продолжаются.

Все эти курганы, особенно крупные, были разграблены ещё в древности, что создаёт определённые трудности для археологов. Допустим, если был захоронен, например, вождь, имеющий высокий статус, то чтобы это понять, нужно посмотреть, что лежит рядом — оружие, украшения, пища, какая погребальная конструкция была сооружена. Но если курган разграблен и разрушен, и многие из этих вещей пропали? Такое положение усугубляется тем, что иногда новые племена на месте разграбленных могил ставили свои усыпальницы — тем самым совсем разрушая то, что оставалось от прежних «жителей». Именно поэтому такие комплексы очень подробно изучаются. Эти древности — всего лишь малая часть, поэтому рассматривать всё приходится в широком историческом контексте.

Но и это ещё не всё. Сейчас возникла новая волна «чёрных археологов», которые при помощи современных металлоискателей находят и вытаскивают те артефакты, что ещё остались в степи — поэтому настоящим археологам порой нужно действовать достаточно быстро и решительно.

Сибирские учёные в 2002 году вошли в IFRAO — Международную Федерацию организаций по наскальному искусству. И теперь активно занимаются мониторингом памятников наскального искусства.

— На Тепсее мы нашли огромное количество изображений животных, всадников. Причём разновременных,- с увлечением продолжила рассказ Ольга Сергеевна.- Рисунки выполнены в разных техниках: некоторые грубо выколочены, другие выбиты маленькими точечками, иные — насечками или чёрточками, некоторые даже прошлифованы.

Есть, например, изображение оленя, относящееся к Тагарской эпохе. Аналогичные петроглифы можно увидеть на скалах в Туве, Казахстане, Монголии. Есть бегущий лось с подогнутой ногой — это уже следующая изобразительная традиция, следующая эпоха. Петроглифы отличаются друг от друга: окуневские выполнены охрой, таштыкские — тонкой линией.

Кроме того, есть изображения целых сцен. Например, рисунок, на котором множество всадников скачет куда-то, а над ними — то ли великан с булавой, то ли герой. Такие сцены повторяются — видимо, был какой-то интерес к этому. Подобные картины есть и на Оглахты, и на Потрошиловской. Может, здесь были какие-то сакральные центры, где проводились соответствующие обряды.

Пришедшие намного позже в эти места хакасы проводили свои ритуалы возле этих же скал. Например, ещё в XIX веке они приходили к Оглахты и поклонялись коню — священному животному всех кочевников. Они видели древние изображения лошадей и считали их своими. На верхних ярусах Оглахты очень много хакасских рисунков, но они другие — другой стиль, другие сюжеты: кони в яблоках и с какими-то украшениями, много женщин в нарядах и шубах.

Ольга Советова рассказывает:

— Приезжаем — когда каждый год, а когда через два-три года — и смотрим на одни и те же плоскости. И порой картина получается удручающая: корка отходит, рисунки прячутся за своеобразную «промокашку» из тины и водорослей. Современные туристы и рыбаки под стеной разводят костры, отчего петроглифы также разрушаются, да ещё и остаются кучи мусора.

В результате памятники древности исчезают. Специалисты копируют изображения, издают альбомы, календари. Но тиражи не такие, чтобы охватить всех, и очень важно сохранить оригиналы, чтобы у нас, в Сибири, мы могли это показывать гостям и гордиться.

Во всём мире сейчас наблюдается всплеск интереса к наскальным рисункам. В Португалии есть местечко в долине реки Коа, где собирались строить плотину. Когда же там обнаружились петроглифы, то строительство отменили и устроили музей под открытым небом, в который потянулись туристы. Конечно, португальцы проиграли в экономическом плане, но они сохранили свою историю.

Оглахты находится на западном берегу Красноярского водохранилища, в Хакасии. Так вот наши соседи смогли сделать заповедную зону вокруг горы, где археологи работают и спокойно изучают наскальные изображения. У нас же всё наоборот. В прошлом году выяснилось, что часть территории с наскальной живописью попадает под застройку. На въезде поставили КПП и никого не пускали. Предприниматель из Абакана, выкупил земли. Что будет дальше с этим районом — непонятно.

У красноярских чиновников очень странное отношение к истории. Может быть, они все мечтают переехать куда-нибудь подальше, типа Северного Кавказа?

Как сохранить эти уникальные памятники?

— Нас часто не слышат люди, имеющие деньги и власть. Такие места можно было бы закрыть для массового посещения, а можно поступить и иначе,- вступила в беседу Анна Николаевна.- Я была в Казахстане, на комплексе Тамгалы. Там сделаны тропы — специальные подходы, чтобы люди могли всё увидеть своими глазами. Эти памятники доступны — приходите, смотрите, только гадить не нужно.

— Надо сделать в этом месте археологический парк, в котором можно было бы выставить камни с рисунками, поставить муляжи — щиты с надписями, которые объясняли бы, какие здесь есть изображения и что они собой представляют, чем они ценны,- поддержала коллегу Ольга Советова.- Люди приезжали бы, с одной стороны, отдыхать, а с другой — общаться с историей.

Уже создана инициативная группа, в которую входят учёные Красноярского педагогического университета, сотрудники Минусинского и Абаканского музеев, Московского археологического института, института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге — все готовы способствовать тому, чтобы эти земли использовали более бережно, с умом. Кемеровчане готовы к сотрудничеству с нашим министерством культуры и хотят обратиться к губернатору края, чтобы на такие программы не жалели деньги, ведь задуманную стройку можно отодвинуть и подальше от исторической зоны. Места вокруг много, и песчаные пляжи тянутся далеко-далеко.

Кстати, и в Красноярске есть известный специалист — Александр Леонидович Заика, который много делает, чтобы сохранить уникальную Шалоболинскую писаницу в Курагинском районе и преобразовать её в музей-заповедник.

На Тепсее поражает то, что дорога проложена прямо по одному из курганов и пробита настолько варварски, что стали видны каменные короба захоронений. Нельзя же, в самом деле, просто застроить эту территорию дачными домиками, похоронив под ними многовековую историю края.

Современные люди не должны жить только лишь материальными и сиюминутными интересами — должна быть интересна история родных мест, наша духовная культура. Недостаточно просто любить свой край и свою Родину — надо её беречь, патриотизм должен питаться знанием прошлого и своих корней.

Красноярцы едут порой далеко за границу, чтобы посмотреть на памятники древней культуры (на пирамиды и Стоунхендж, например) считая, что только там они могут прикоснуться к вечности. Но они и не представляют, какое богатство древности хранит наша земля — артефакты, которых точно нигде больше не осталось.

Опубликовано в газете «Красноярский рабочий» 17.05.2014 г.

Фото автора:

 

Материал на полосе:

 

Дайте оценку материалу:

Дорога через курган
5.0 Шкала баллов
раскрытие темы 5
язык, подача 5
оригинальность 5
Нет комментариев

    Оставить отзыв