Борьба за доброту

3 декабря в Доме кино прошла премьера документально-публицистического фильма «Сильный должен быть добрым!», снятого красноярскими журналистами.

 

Подрастающее поколение — какое оно? Этот вопрос тревожит не только непосредственно родителей, наблюдающих в своих чадах радикальные отличия от самих себя и от привычного житейского уклада, но этот же вопрос всё больше волнует и общество в целом, потому что тревожные сигналы о состоянии, физическом, морально-нравственном, духовном, интеллектуальном, образовательном, — превратились уже в протяжный вой сирен, трубящих о неминуемой катастрофе. Каково же морально-нравственное и душевное состояние нашей, российской, молодёжи, от отроков-подростков и до юношей-молодцов, вступающих в большую жизнь и создающих новые семьи?

Вроде бы наша страна уже пережила страшные волны массовой наркотизации молодёжи девяностых годов, вроде бы преодолела морок поголовного пьянства и алкоголизма, вроде бы уберегла от тотального насаждения «западных ценностей» с её «толерантностью» к извращенцам и сокрушением семейных ценностей. Даже чужебесие и массовые культы удалось как-то купировать. Но всё же, немало чудовищных пороков ядовитыми змеями вползли в наше общество и принялись исподволь отравлять молодое поколение.

 

Тема жесткости молодых людей, молодёжи, а порой ещё даже детей, уже давно поднимается в нашей стране и выносится в масс-медиа. Мы часто видим на улицах дерущихся подростков, подчас дерущихся с особой жестокостью; мы сталкиваемся с агрессивными молодыми людьми в общественных местах, которые, не различая ни возраста, ни положения, провоцируют бессмысленные стычки и совершают дикие хулиганские выходки. Кулачные бои, уже не просто один на один, а группа на группу, коллективные, а порой и массовые, — стали уже почти обыденностью нашего общества и нашего времени.

 

XXI век дал немыслимые ещё четверть века назад коммуникационные возможности! Интернет, сетевая телефония, портативные компьютеры, компактные системы аудиовизуальной записи — всё это позволило людям не просто поддерживать оперативную связь друг с другом, но дало возможность находиться в постоянном общении с любым собеседником, или даже группой, на любом расстоянии и в любой точке Земного шара. На просторах Интернета, через планшеты, ноутбуки, смартфоны и прочие коммуникаторы, люди переписываются в чатах, переговариваются, с видео или без, по скайпам, вайберам и прочим ватсапам, или просто часами зависают в социальных сетях, обсуждая темы от глобального масштаба до бытового уровня.

Но чем ещё наполняются эти информационные каналы? Часто, очень часто, встречаются видеоролики, записанные на телефон и выложенные на массовое обозрение в Интернет, с жуткими сценами насилия! Ученики издеваются в классе над учительницей или над товарищем. Школьники после занятий устраивают жестокие потасовки. За городом спортивного вида молодёжь проводит массовые ристалища с рукопашными боями и тяжкими увечьями. Или просто группа подростков цинично травит беззащитного, случайно попавшегося им на пути ребёнка. И всё это на показ!

 

Особо выделяются видеоролики с «бойцами» — так называют не простых спортсменов, а тех, кто занимается единоборствами: боксом, борьбой или восточными боевыми искусствами. Эти ребята в своих секциях и кружках целенаправленно изучают технику рукопашного боя и исполнения борцовских приёмов, они получают хорошую физическую подготовку, проходят этапы отборочных соревнований и продвигаются вверх по ступеням мастерства в боевых единоборствах. Эти ребята, конечно же, сильно отличаются от других своими бойцовскими навыками. Спортивные единоборства собственно и развивались как прикладной вид единоборств боевых.

Издревле молодых людей с детского возраста обучали навыкам обороны и нападения, ведению рукопашной схватки или даже применения различных видов оружия, чтобы они, повзрослев, смогли защищать свой дом, семью, племя, народ и родину. Такое обучение проводили в форме спортивных состязаний и специальных тренировок, отрабатывали регулярную систему приёмов. Элементы боевой подготовки сохранились в народных танцах. Но, в основном, азы боевой подготовки превратились в спортивные единоборства: борьбу и бокс. Эти виды спорта всегда были популярны, потому что именно они воспитывали в мальчиках мужской дух воина-защитника.

В наше время даже девушки стали увлекаться таким мужским спортом, потому что в трудные времена женщинам тоже надо уметь постоять за себя. Но до сих пор приоритет в спортивных единоборствах остался за мужчинами.

 

Уже в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда Советский Союз на всех парах катился к развалу, когда обозначился переход к дикому капитализму, в крупных городах появились многочисленные и хорошо организованные преступные группировки, состоявшие из спортсменов. Многие из них так и именовались: «боксёры», «самбисты», «дзюдоисты». На особом положении были «каратисты» — спортсмены, владевшие восточными боевыми искусствами.

Этот феномен массового ухода спортсменов в криминал был поразительным! В ОПГ состояли и чемпионы, и даже члены олимпийских сборных, многие из которых бесславно сложили свои головы в бандитских разборках.

Но завершился XX век с его потрясениями, и Россия вошла в век новый с новыми проблемами, истекавшими из невылеченных в прошлом проблем.

 

Сейчас практически не осталось одиозных ОПГ, но существуют неорганизованные криминальные группировки и уличная преступность — жестокая и немотивированная. И нередко в объективы видеокамер, снимающих случайные происшествия, попадают крепкие молодые мужчины с атлетической выправкой, решающие любой, даже ничтожный бытовой, конфликт хорошо поставленными боксёрскими ударами или профессиональными борцовскими бросками. Очевидно, что противник такого «бойца» — неподготовленный человек, даже в гораздо низшей весовой категории, но это не останавливает куражливого Анику-воина, и он охотно демонстрирует свои бойцовские качества на заведомо слабом противнике.

Агрессия и жестокость в нашем обществе и так запредельные! Люди, повздорив в очереди, стреляют друг в друга из травматических пистолетов. А слегка задев кого-то своим автомобилем, кидаются на «виновного» с бейсбольной битой или ножом. Ударить человека на публике средь бела дня стало обыденностью и даже некой удалью для определённой группы молодых людей, многие из которых — хорошо подготовленные спортсмены и именно в единоборствах.

 

Спортивные единоборства всегда останутся востребованными видами спорта. Потому что надо воспитывать мужчин, защитников Родины и просто бойцов для Российской Армии. Но чему ещё нужно учить мальчишку, пришедшего в секцию бокса или борьбы? Не только приёмам, захватам, броскам или ударам и уклонам. Одновременно с обучением спортивным приёмам рукопашной схватки, одновременно с физической подготовкой и накачиванием мускулов, в голову мальчишки нужно обязательно вложить философию! Какую? Философию добра, доброты, добродетели!

Для чего мальчишка учится бороться или боксировать? Чтобы стать защитником. Кого он должен защищать? Родных, близких, товарищей, тех, кто слаб и не может постоять за себя. В защите от зла и заключается главная философия спортивных единоборств. И как важно не упустить этого, как важно привить это будущему борцу или боксёру, который встаёт не на скользкую тропу распоясавшегося гопника, а на путь благородного воина-защитника…

 

Фильм «Сильный должен быть добрым!», снятый красноярским журналистом Дмитрием Головановым, не просто о спортсменах-единоборцах и знаменитых земляках, это фильм, поднимающий глубокую общественную проблему и одновременно раскрывающий пути её решения.

В начале фильма — панорама деревни Сизая, в которой прошло детство легендарного борца, первого олимпийского чемпиона из Красноярского края, Ивана Ярыгина. Рассказ об Иване Сергеевиче начинается с того, что знаменитый спортсмен всю жизнь исповедовал простую, но удивительно праведную идею. Он часто произносил: «Сильный должен быть добрым!» И это стало жизненным кредо многих последователей и учеников Ивана Ярыгина.

 

Учителем и тренером прославленного борца был не менее легендарный Дмитрий Георгиевич Миндиашвили, воспитавший многих ярких и выдающихся спортсменов, олимпийских чемпионов и чемпионов мира и страны. В фильме Дмитрий Георгиевич развивает идеологию, которую исповедовал его ученик Иван Ярыгин, — спортсмен должен быть добрым и благородным.

В кадрах появляются и другие известные спортсмены, друзья Ивана Ярыгина, ученики Дмитрия Георгиевича Миндиашвили, сами уже ставшие знаменитыми чемпионами и заслуженными тренерами, и все они проявляются не столько как выдающиеся единоборцы, прославившие край и страну, сколько как мудрые воспитатели и наставники, взрастившие в своих учениках не только виртуозное спортивное мастерство, но и высочайший дух благородства, чрезвычайной целеустремлённости и несказанного добродушия.

И в фильме возникает фабула о становлении некоего неформального движения, какой-то не просто спортивной, а спортивно-философской школы, неординарного направления в спорте, почти религиозного ордена, даже целой философской дисциплины — мужского благородства и жизненного добротолюбия спортсменов-единоборцев. И вся эта философическая фабула выражена краткой формулой: «Сильный должен быть добрым!»

 

Фильм получился необыкновенно глубоким и вызывающим особые трепетные чувства.

Поэтому надо подробнее рассказать о его создателях. Сценарий написал Дмитрий Голованов, руководитель Союза журналистов Красноярского края. Режиссёр — Ольга Маштакова. Операторы: Юрий Суетов, Вячеслав Голованов и Александр Юнг.

Фильм снят на средства гранта «Партнёрство» в рамках краевой программы «Социальное партнёрство во имя развития». Партнёры по фильму: Академия борьбы имени Д. Г. Миндиашвили, Ассоциация телерадиовещателей и телепроизводителей Красноярского края.

 

После премьеры, прошедшей с очевидным успехом и при полном зале Дома кино, творческая группа совершит турне по городам края с демонстрацией своего фильма. Его продемонстрируют в Енисейске, Лесосибрске, Зеленогорске, Ачинске, Сосновоборске, Минусинске и Дивногорске.

Таких фильмов, о спорте, о выдающихся спортсменах, о спортивных достижениях нашего края, о нравственном воспитании и философии благородства и борьбы за доброту — нужно снимать чаще и показывать, как можно более широкому кругу зрителей, в первую очередь — ребятам и подросткам.

 

Кино до сих пор сохраняет большую воспитательную силу, особенно на подрастающее поколение. И хорошее, умное и доброе кино влияет на мальчишек ещё сильнее.

В этом удивительном и безупречно снятом фильме, который, вроде бы, про спорт и спортсменов-единоборцев, почти библейской притчей прозвучали и благородный богатырский пафос, и философия добротолюбия, и духовный опыт выдающихся воинов, и провидческая назидательность мудрых учителей.

И пусть каждый мальчишка, мечтающий стать сильным и ловким, мечтающий стать храбрым защитником, посмотрев этот неординарный фильм, придёт в спортивный зал с одной жизнеутверждающей целью: «Сильный должен быть добрым!»

Вадим Наговицын

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв