Андрей Мужщинский. Журналистское расследование.

Больше трех лет на муниципальных остановках Красноярска под прикрытием некоммерческих организаций размещают рекламу — бюджет не получает денег с многомиллионного бизнеса

Исчезающие рекламные щиты

Год назад, в марте 2020-го, на остановке «Стела» на Вавилова я увидел щит с рекламой сомнительных услуг. Например, там предлагали помощь с покупкой «проблемных» неприватизированных квартир — тех самых, которые находятся в собственности муниципалитета и предоставляются нуждающимся по договорам социального найма.

Фото этого объявления я отправил в мэрию с вопросом, как контролируется использование муниципального имущества, сдаваемого в аренду. Но в департаменте горхозяйства уверяли, что никакой рекламы на павильонах нет, только информационные сообщения.

В ответе за подписью замруководителя департамента Игоря Большедворского говорилось, что на остановках смонтированы информационные щиты, где централизованно размещаются объявления. За установленные конструкции отвечают две некоммерческие организации: «Идеальный город» (зарегистрирована в Москве) и «Чистоград». Город в лице управления дорог, инфраструктуры и благоустройства (МКУ «УДИБ») делегировал этим АНО борьбу с хаотичным самоклеем на остановках.

Продублировал запрос в управление архитектуры — ответ руководителя управления Максима Волкова был немногословным: провели проверку, на остановке «Стела» (площадь 50-летия Победы) никаких объявлений, подпадающих под действие закона о рекламе, не обнаружено.

При этом чиновники указали ссылки на несколько законов. Главная мысль написанного: муниципальную собственность под рекламу можно сдавать только по итогам открытых аукционов. Но к этому вернемся позже.

После ответа из управления архитектуры щиты со «Стелы» исчезли — прямо накануне выездной проверки.

Но вскоре конструкции появились снова.

Сверху на щитах были указаны контакты рекламного агентства «Ван» и информационной службы «Магнит» для желающих разместиться на остановке.

Нюансы соглашения с АНО

Снова сделал фото остановки и направил обращение в мэрию — мол, право на размещение информационных сообщений есть только у «Идеального города» и «Чистограда», с которыми у УДИБ заключены соглашения. А тут места на остановках продают какие-то третьи организации.

Также запросил у чиновников копию соглашения между УДИБ и АНО, чтобы понять, на каких условиях город отдал общественникам павильоны на автобусных остановках. В мэрии заявили, что документ не предоставят, так как там содержатся персональные данные. Однако в ответе за подписью замруководителя ведомства Дениса Дороговцова подробно описали права и обязанности сторон соглашения.

АНО обязуются:

  • согласовать с районными администрациями Красноярска места расположения информационных щитов;
  • обеспечивать техобслуживание щитов и контролировать их состояние, в случае хищений или повреждений восстанавливать их в течение пять рабочих дней;
  • устранять нарушения внешнего вида не позднее трех дней после указаний УДИБа, предоставить фотоотчет;
  • контролировать содержание информационных щитов на соответствие требованиям ФЗ «О рекламе».

УДИБ в свою очередь обязуется:

  • обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам улично-дорожной сети для их очистки и размещения объявлений от частных лиц и организаций;
  • предоставлять организациям информацию социального характера для размещения на электронном или бумажном носителе за 3 календарных дня до даты размещения;
  • не реже раза в месяц контролировать качество очистки объектов от самовольной расклейки;
  • согласовывать места расположения макетов щитов;
  • еженедельно рассылать по электронной почте план-задание с указанием участков улично-дорожной сети, планируемых к очистке.

Источник: Департамент городского хозяйства

То есть юридически некоммерческая организация безвозмездно чистит остановки от самоклея и обязуется установить специальные информационные щиты под санкционированные объявления. Но по факту объявления не похожи на обычные частные сообщения, на бабушка продает свой урожай, старую шубу, стенку или мебель. Чтобы разместить свое объявление, необходимо позвонить по указанному телефону. На другой стороне заботливый голос с радостью примет заказ на размещение — за определенную плату. Можно наклеить сообщение и так, но оно будет оперативно содрано представителем организации, обслуживающей остановку.

Директор «Идеального города» прочитал сообщение с вопросами вконтакте, но не ответил, представители «Чистограда» отказались от комментариев.

Тянется рекламный след

Как поясняют в мэрии, «щиты на автобусных остановках города являются информационными стендами обслуживающих компаний по заданиям «Идеальный город» и «Чистоград». То есть оборудованием спецмест под рекламные сообщения и ликвидацией самоклея общественники занимаются не самостоятельно, а привлекая третьи лица. И, судя по представленной мэрией информации о содержании соглашений, в документе никак не регламентировано, кто эти организации и по какому принципу их выбирают.

То есть подрядчиками фактически стали коммерческие организации, торгующие рекламными местами на остановках. При этом по закону право на размещение рекламы торгуется на аукционах, а бюджет города получает от этого доход. Места на красноярских остановках никак не торговались, но рекламщики продают их и получают доход.

«Рынок рекламы в Красноярске был сегментирован: крупные форматы, реклама на ограждениях и размещение объявлений. Когда я начал работал в мэрии, таких фирм [занимающихся объявлениями] было семь. Они существовали нелегально и размещали доски на остановках. Если эти конструкции демонтировались, то их быстро восстанавливали, — рассказывает экс-замруководителя управления архитектуры Красноярска Алексей Аксютенко. — Когда мы начали выводить рынок в легальное поле, я собирал эти компании и предложил разыгрывать право на размещение рекламы на остановках через торги. Никто не проявил особого интереса к этой перспективе. Это и понятно, если делать все легально, то это автоматически снижает маржу и повышает цены. После этого началась вялотекущая война за остановки. Успешной назвать ее сложно. Демонтированные доски объявлений снова появлялись на своих местах. Однако мы не отступали. И через какое-то время нам удалось переломить ситуацию».

Экс-куратор рекламного рынка Красноярска вспоминает: как только остановки были зачищены от рекламы, к нему пришел представитель одного из подмосковных рекламных агентств (названия, по словам Аксютенко, он не помнит. — Прим. ред.) и предложил внедрить свой опыт в нашем городе — заключить соглашение о централизованном размещении объявлений.

Компания готова была чистить остановки от хаотичного самоклея и установить специальные щиты, за которые они будут отвечать. «Представитель компании уверял, что на этих специальных щитах разместить свое частное объявление сможет любой желающий, — вспоминает Аксютенко. — Я сразу сказал, что предлагаемая схема противоречит закону: его компания получает преимущества, что нарушает права других игроков рекламного рынка. Отдавать муниципальное имущество в пользование предпринимателям можно только по результатам открытых аукционов».

Но вскоре, говорит бывший замруководителя управления архитектуры, его пригласили на совместное с УДИБ совещание в департамент горхозяйства. «По сути нас поставили перед фактом, что некие организации заходят на подряд УДИБа и будут заниматься очисткой остановок от рекламы и давать возможность жителям размещать свою информацию на доске информации, создавая так называемую комфортную городскую среду, — рассказывает Аксютенко. — Сам договор, где прописано это взаимодействие, я не видел. С нашим управлением его не согласовывали. При этом на встречах я говорил, что предлагаемые форматы объявлений все же являются рекламой и их размещение должно регулироваться законом о рекламе. То есть через открытые аукционы».

У экс-чиновника нет ответа на вопрос, почему мэрия не прислушалась к доводам профильного ведомства. «Может, просто не смогла предположить, что социальный проект легко превратится в коммерческий, — предполагает Алексей. — Тогда и мне не было до конца понятно, чем эта инициатива обернется на практике, а может…».

На вопрос, как собственно возникла идея заключения соглашений, в департаменте горхозяйства ответили, что документы по очистке автобусных остановок от самоклея заключены по инициативе «Идеального города» и «Чистограда».

На сайте zarplata.ru есть архивная страница, где АНО «Идеальный город» ищет сотрудников в компанию «Инфощит». Речь идет о полной занятости, среди обязанностей: размещение информационных листовок, качественная и добросовестная чистка от самоклея столбов уличного электроосвещения, павильонов остановочных пунктов; демонтаж незаконных рекламных конструкций: таблички, баннеры, растяжки, штендера и т.д.

Скриншот сайта зарплата.ру

По прайсу на сайте агентства «Рекламный альянс» разместить одно объявление форматом А4 по одному маршруту (это 30 остановок) на месяц стоит 16 тысяч рублей. «Почему так дорого? Впервые в Красноярске — это единственный легальный способ размещения объявлений и афиш, одобренный Администрацией Красноярска. Вас не оштрафуют!» — написано на сайте «Рекламного альянса».

На балансе УДИБ находится 1140 остановок общественного транспорта, более 80 процентов из них оснащены павильонами — это примерно 900 остановок, где можно размещать рекламу. Если один маршрут включает 30 остановок, значит, огрубляя, есть 30 маршрутов, где размещено по 10 объявлений, стоимость каждого 16 тысяч в месяц. То есть, по приблизительным расчетам, ежемесячный доход от продажи рекламных мест на остановках может достигать пяти миллионов рублей в месяц, а в год — не менее 60 миллионов.

Город от того, что кто-то зарабатывает на размещении рекламы на остановках, не имеет ни копейки. В горхозяйстве отмечают, что от сотрудничества с АНО муниципалитет также получает выгоду: общественники очищают остановки безвозмездно. При этом мэрией на сайте госзакупок отторгован лот по содержанию улично-дорожной сети. Аукцион выиграло МП САТП. И в техдокументации, и в подписанном муниципальном контракте говорится, что дорожники, в частности, отвечают за очистку, уборку и мойку стен остановок общественного транспорта, шумозащитных или декоративных экранов. Стоимость муниципального контракта на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети города Красноярска в 2019–2020 годах составила почти 964 миллиона рублей.

По словам пресс-секретаря департамента горхозяйства Светланы Трушковой, ни о каком дублировании функций речи не идет. «Обслуживание остановок включает в себя не только очистку павильонов от самоклея, это и ремонт конструкций, и их мойку, — говорит она. — Кроме того, заключенные между УДИБ и АНО соглашения охватывают не все остановки краевого центра. Какие конкретно виды работ необходимо выполнить подрядчику, выигравшему аукцион на содержание улично-дорожной сети, на той или иной остановке, решает УДИБ. Они формируют план-задание, и, если конкретная остановка фигурирует в соглашении, то очистка ее от самоклея это не забота подрядчика, а обязанность АНО».

Впрочем, неизвестно, сколько город экономит на том, что часть работ по содержанию остановок выполняют общественники — в сумму контракта входит весь объем работ по приведению в порядок остановочных павильонов, без подробностей.

Что думают надзорные органы

Всю собранную информацию, от фотографий остановок и скринов сайтов до ответов городских чиновников, я направил в прокуратуру и УФАС — и оба ведомства нашли нарушения в действиях чиновников.

В прокуратуре установили, что в УДИБ безвозмездно передали общественникам в пользование муниципальные остановки без согласия собственника имущества. В связи с этим ведомство выписало представление первому замглавы Красноярска Владиславу Логинову. В итоге постфактум департамент горхозяйства, как собственник имущества, одобрил действия МКУ «УДИБ». «Виновные лица к дисциплинарной ответственности не привлечены в связи с прекращением трудовых отношений», — говорится в ответе прокуратуры.

Возникли у прокуратуры вопросы и к самому факту предоставления городской собственности без проведения торгов. Но так как контроль за соблюдением закона «О защите конкуренции» входит в компетенцию антимонольщиков, и только оно вправе привлекать к ответственности за такие нарушение, то обращение было переадресовано в краевое УФАС.

В краевом УФАС установили, что в действиях УДИБ выявлены нарушения закона «О защите конкуренции». По мнению ведомства, УДИБ «фактически предоставило указанным организациям приоритетные условия, без проведения конкурентных процедур, для осуществления деятельности по распространению и размещению наружной рекламы на территории города».

Перед Новым годом, 24 декабря 2020 года, УФАС направило в УДИБ предупреждение о прекращении исполнения соглашений, заключенных с АНО «Идеальный город» и «Чистоград» и принять меры по очистке автобусных остановок от незаконно размещенных информационных объявлений рекламного характера. Срок исполнения предупреждения — 20 февраля 2021 года.

В департаменте городского хозяйства заявляют, что требования антимонопольщиков исполнены полностью: некоммерческим организациям направлены уведомления о признании соглашений ничтожными. На вопрос, как мэрия контролирует общественников, чтобы установленные рекламные конструкции были демонтированы, в департаменте не ответили.

Позже в УФАС сообщили — УДИБ выполнило их предписание и признало ничтожным соглашения, но вместе с тем подписало с АНО новые соглашения до конца июня 2021-го. Заседание комиссии по этому делу назначено на апрель.

А пока городская администрация молчит, рекламные агентства продолжают размещать сообщения на остановочных павильонах и зарабатывать на использовании муниципального имущества. Соглашения с АНО заключаются с 2017 года.

Недавно общественники «облагородили» и остановку, на которой размещена информация о героях Великой Отечественной войны, и закрыли объявлениями  часть экспозиции

Нет комментариев

    Оставить отзыв